ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


МиГ-19

МиГ-19СВ

История создания самолёта началась с совещания в Кремле 30 июля 1950 года, на котором И.В.Сталин поднял вопрос о создании истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Было решено разрабатывать два двухдвигательных самолёта: всепогодный перехватчик с мощной бортовой РЛС (им стал Як-25) и манёвренный фронтовой истребитель с высокой скороподъёмностью и дальностью полёта. Разработку последнего поручили ОКБ-155 А.И.Микояна. К этому времени в ОКБ А.А.Микулина завершалась разработка нового ТРД АМ-5 с осевым компрессором, который и было решено установить на перспективный истребитель.

Для ускорения доводки двигателя на базе МиГ-17Ф в 1951 году была создана летающая лаборатория СМ-1 (И-340). 10 августа 1951 года вышло Постановление СМ СССР о разработке сверхзвукового истребителя СМ-2 (И-360). Работы возглавил заместитель главного конструктора А.Г.Брунов. СМ-2 отличался крылом большей стреловидности (55° по линии четвертей хорд против 45°) и меньшего удлинения, удлинённым фюзеляжем. В 1952 году было построено 2 самолёта СМ-2. СМ-2/1 впервые поднялся в небо 24 мая 1952 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). На нём была достигнута скорость 1192 км/ч. 28 сентября 1952 года совершил первый полёт СМ-2/2.

Испытания, прошедшие в 1952-1953 годах, выявили недостаточную мощность двигателя АМ-5Ф. 15 августа 1953 года вышло Постановление СМ СССР №2181-887 о создании фронтового истребителя с двигателями АМ-9. АМ-9 с форсажными камерами и эжекторами (в серии РД-9Б) имел сходные с АМ-5 габариты, что позволило выпустить документацию по прототипам СМ-9 в сжатые сроки. В конце 1953 года было построено 3 прототипа, отличавшихся от СМ-2 формой и площадью вертикального оперения. 5 января 1954 года Г.А.Седов впервые поднял СМ-9/1 в небо. Во втором полёте он превысил на нём скорость звука. В сентябре 1954 года СМ-9/1 был представлен на Государственные испытания.

Ещё до окончания испытаний началась подготовка к серийному производству (приказ МАП от 17.02.1954, Постановление СМ СССР №2139-1010 от 15.10.1954) сразу на двух заводах: №21 в Горьком и №153 в Новосибирске. В марте 1955 года первые МиГ-19 начали поступать в Кубинку. 3 июля 48 таких самолётов участвовали в воздушном параде в Тушино.

МиГ-19 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным (55° по линии чертвертей хорд) крылом. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения, переходящее в хвостовой части в эллиптическое. Крыло двухлонжеронное с внутренним подкосом, набрано из профилей ЦАГИ С-12С и ЦАГИ СР-7С. Механизация крыла состояла из элеронов и щитков-закрылков типа ЦАГИ. Горизонтальное оперение цельноповоротное, набрано из профилей ЦАГИ-М. Под фюзеляжем установлен аэродинамический гребень площадью 0,54 м3. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Кабина пилота герметизирована. На случай разгерметизации на большой высоте был специально разработан высотно-компенсирующий костюм ВКК-2 (применяется до сих пор). Силовая установка состояла из двух ТРДФ РД-9Б конструкции А.А.Микулина. Для замены двигателей хвостовая часть фюзеляжа выполнена съёмной. Воздухозаборник в начале фюзеляжа общий, затем расходится на 2 канала. Для сокращения пробега применены 2 тормозных щитка площадью 1,04 м3 по бокам фюзеляжа, щиток площадью 0,45 м3 под фюзеляжем и (впервые в отечественном самолётостроении) тормозной парашют ПТ-19. Топливо размещалось в 4 баках, размещённых в хвостовой части фюзеляжа. Предусмотрена подвеска под крылом 2 сбрасываемых ПТБ по 400 или 760 л. Вооружение состояло из 3 пушек НР-30 (на самолётах ранних выпусков НР-23) (2 в корневых частях крыла, третья в правом борту фюзеляжа), блоков НУРС ОРО-57К, ракет К-13, РС-2УС, свободнопадающих бомб калибром 50-250 кг.

По своим характеристикам МиГ-19 по всем параметрам превосходил американский истребитель F-100C "Супер Сейбр", появившийся на год позже. Но в начале освоения самолёта строевыми лётчиками наблюдалась высокая аварийность, вызванная различными причинами. По мере освоения самолёта в производстве и эксплуатации эти причины постепенно устранялись, но недоверие к самолёту осталось.

С 1956 года самолёты семейства МиГ-19 начали поступать в строевые части фронтовой авиации, ПВО и авиации ВМФ (всего около 60 полков). Первоначально они дислоцировались только на территории СССР. В конце 50-х годов первые МиГ-19 появились в ГСВГ.

Часто МиГ-19 применялся против нарушителей Государственной границы СССР (первый инциндент произошёл 4 июля 1956 года). 20 мая 1960 года парой МиГ-19 (командир капитан Л.Шкаруба) на территории ГДР был посажен разведчик RB-47. Первая воздушная победа была одержана 1 июля того же года, когда капитан В.А.Поляков на высоте 9000 м сбил RB-47 в районе мыса Канин Нос. В конце 50-х - начале 60-х годов на МиГ-19 советскими лётчиками было сбито немало разведывательных аэростатов. Также немало инциндентов в воздушном пространстве выпало на долю лётчиков Болгарии, Чехословакии, Кубы и Китая. В 50-е годы на воздушных парадах на МиГ-19 красного цвета выступала пилотажная группа лётчиков-инспекторов ПВО во главе с командующим авиации ПВО дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я.Савицким.

Производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод №21 перешёл на выпуск МиГ-21, а завод №153 (в 1959 году) - на выпуск Су-9. Всего выпущено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Более 100 самолётов выпущено по лицензии в Чехословакии и более 4000 - в Китае. Это самый массовый после МиГ-21 самолёт в мире. В процессе производства конструкция самолёта постоянно дорабатывалась. Кроме серийных модификаций существовало немало опытных для отработки различных систем и вооружения. Самолёт поставлялся на экспорт в Албанию (15 МиГ-19ПМ, 70 F-6), Афганистан (18 МиГ-19С), Бангладеш (40 F-6), Болгарию (24 МиГ-19С, 12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Венгрию (12 МиГ-19ПМ), Вьетнам (78 F-6), ГДР (12 МиГ-19С, 12 МиГ-19ПМ), Египет (160 МиГ-19С, 100 F-6), Замбию (12 F-6), Индонезию (40 МиГ-19Ф), Ирак (15 МиГ-19С, 40 F-6), Иран (24 F-6), Кампучию (16 F-6), Китай (5 МиГ-19П, 5 МиГ-19ПМ), КНДР (15 МиГ-19С, 100 F-6), Кубу (40 МиГ-19С), Пакистан (260 F-6), Польшу (12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Румынию (15 МиГ-19П, 45 МиГ-19ПМ), Сирию (40 МиГ-19С), Сомали (50 F-6), Судан (9 F-6), Танзанию (12 F-6), Чехословакию (12 МиГ-19С, 27 МиГ-19П, 33 МиГ-19ПМ).

В начале 70-х годов в советских ВВС началась массовая замена МиГ-19 на более современные Су-15 и МиГ-25, но в некоторых частях они продолжали эксплуатироваться до 1989 года.

Самолёты МиГ-19 и F-6 принимали участие во многих региональных конфликтах: гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), "шестидневной войне" (1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975), в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде. В ВВС Албании и Пакистана они оставались на вооружении до 2003 года. В некоторых странах "третьего мира" продолжают летать и сейчас. Несколько самолётов установлены в качестве памятников (в С.Петербурге у ж.-д. станции "Броневая", в Липецке). Различные модификации МиГ-19 можно увидеть в музеях в Монино, Севастлейке, на Ходынском поле в Москве, Колобжеге (Польша), в Германии, Китае, Пакистане и Чехии.

Модификации самолёта:

  • СМ-2 (И-360, СМ-2/1) - первый прототип. Отличался двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф), расположением горизонтального оперения в верхней части киля. Вооружение состояло из 2 37-мм пушек Н-37Д. Изготовлен в апреле 1952 года. Первый полёт 24 мая 1952 года.
  • СМ-2/2 - второй прототип. Отличался горизонтальным оперением на фюзеляже, увеличенными тормозными щитками, пушками с 4-камерными дульными тормозами и звеньесборниками. Первый полёт 28 сентября 1952 года. Весной 1954 года установлены двигатели РД-9Б.
  • СМ-2И - опытный для испытаний ракет К-6. Переоборудован в 1956 году из серийного МиГ-19.
  • СМ-7 - перехватчик (прототип МиГ-19П). Отличался радиолокационным прицелом РП-1 "Изумруд-1", ПВД на правой консоли крыла, формой фонаря кабины. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 августа 1954 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • СМ-7/2М - прототип МиГ-19ПМ. Отличался радиолокационным прицелом РП-2У "Изумруд-2Б", ракетным вооружением (РС-2У, АРС-160, АРС-212). Разработан по Постановлению СМ СССР от 25 августа 1956 года. Изготовлен в 1956 году.
  • СМ-9 (СМ-2Б, СМ-9/1) - прототип с двигателями АМ-9Б. Отличался конструкцией воздухозаборника, 3 пушками НР-23. Первый полёт 5 января 1954 года.
  • СМ-9/2 - прототип перехватчика. Отличался 2 пушками Н-37Д. Первый полёт в июле 1954 года.
  • СМ-9/3 - прототип фронтового истребителя. Отличался управляемым стабилизатором, 3 тормозными щитками, 2 пушками НР-30, реактивными орудиями ОРО-57. Первый полёт 16 сентября 1954 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
  • СМ-9/9 - истребитель-бомбардировщик. Мог нести тактическую ядерную бомбу "изделие 244". Разработан по Постановлению СМ СССР №467-219 от 24 апреля 1958 года. В 1958 году переоборудован из серийного МиГ-19С.
  • СМ-9В (СМ-9/3В) - прототип МиГ-19СВ. Разработан в 1956 году по Постановлению СМ СССР №1195-613. 6 декабря 1956 года лётчик-испытатель Н.И.Коровушкин достиг высоты 20740 м.
  • СМ-9РС - рекордный (проект). Отличался двигателями АМ-9РС, уменьшенным оперением, воздухозаборниками с острой кромкой, отсутствием части оборудования. Разработан в феврале 1954 года.
  • СМ-10 - опытный с крыльевой системой дозаправки топливом в воздухе. Вооружение отсутствовало. В 1955 году изготовлено 2 самолёта.
  • СМ-12 - опытный с воздухозаборником с острой кромкой и двухпозиционным коническим центральным телом. Отличался двигателями РД-9БФ (позже РД-9БФ-2, затем Р3-26), составом оборудования. В 1956-1959 годах изготовлено 4 самолёта. Первый полёт весной 1957 года.
  • СМ-12/3Т, СМ-12/4Т - носители ракет К-13. Переоборудованы в 1959 году из СМ-12/3 и СМ-12/4.
  • СМ-12П (СМ-12-51, СМ-12ПМ) - опытный перехватчик. Отличался двигателями Р3-26 с режимом "частичный форсаж", воздухозаборником увеличенного диаметра, 2 ПТБ, целеуказателем-дальномером ЦД-30, аппаратурой "Лазурь", системой наведения "Воздух-1". Оснащался 2 ракетами РС-2УС (К-5МС). Изготовлен в 1957 году. Предполагалось лицензионное производство в Чехословакии.
  • СМ-12ПУ (СМ-12ПМУ) - опытный перехватчик. Отличался одноразовым жидкостным ускорителем У-19Д. Вооружение состояло из 2 ракет К-5М. В 1958 году на заводе №21 изготовлено 4 самолёта. Первый полёт 31 июля 1958 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
  • СМ-20 - летающая лаборатория для испытания старта крылатых ракет с самолёта-носителя Ту-95. Разработан в ОКБ С.М.Алексева. В 1957 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт в 1957 году (лётчик-испытатель С.Амет-Хан)
  • СМ-21 - опытный для испытания НУРС С-21.
  • СМ-25 - опытный для испытаний НУРС АРС-212М, ТРС-190, АРС-57М.
  • СМ-30 - опытный для старта с катапульты. Отличался дополнительным твердотопливным двигателем ПРД-22 и 2 подфюзеляжными гребнями. Изготовлено 5 самолётов и 6 катапульт ПУ-30. Первый полёт 13 апреля 1957 года (лётчик-испытатель Г.М.Шиянов).
  • СМ-50 (МиГ-19СУ) - опытный высотный истребитель. Отличался маршевыми двигателями РД-9БМ, жидкостным сбрасываемым ускорителем У-19 (под фюзеляжем), двумя подфюзеляжными гребнями, кислородным оборудованием ККО-2, аппаратурой наведения "Каскад". Пилот экипировался костюмом ВКК-3. Для облегчения демонтированы подфюзеляжная пушка, ракетные установки ОРО-57К, топливные баки № 3 и 4, часть оборудования. В 1956-1957 годах переоборудовано 5 МиГ-19С (из них 4 - на заводе №21). Первый полёт 21 ноября 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • СМ-51 - опытный высотный истребитель. Отличался наличием РЛС. Изготовлен в 1958 году на заводе №21.
  • СМ-52 (СМ-50П) - опытный высотный истребитель. Отличался двигателями Р3-26, ускорителем У-19Д, РЛС "Алмаз", ракетами РС-2У. Изготовлен в 1958 году на заводе №21.
  • И-1 (И-370) - опытный фронтовой истребитель. Отличался одним двигателем ВК-7, цельноповоротным горизонтальным оперением.
  • МиГ-19 - первый серийный вариант. Отличался пушками НР-23, наличием станции предупреждения об облучении РЛС "Сирена-2". Выпускался в 1954-1956 годах.
  • МиГ-19БР - беспилотный разведчик (проект). Разработан в 1958 году в ОКБ С.М.Алексеева.
  • МиГ=19М - радиоуправляемая мишень. Разработана в 1958 году в ОКБ С.М.Алексеева.
  • МиГ-19П ("изделие 62") - всепогодный перехватчик для ПВО. Отличался наличием бортовой РЛС РП-1 "Изумруд" (на самолётах поздних выпусков РП-5) и меньшим количеством воздуозаборников в хвостовой части фюзеляжа. В 1956-1958 годах на заводе №21 изготовлено 433 самолёта.
  • МиГ-19ПГ - доработанный. Мог нести ракеты Р-3С. Оснащался комплексом наведения ракет "Горизонт-1". В начале 60-х годов переоборудована часть МиГ-19П.
  • МиГ-19ПМ ("изделие 65") - модернизированный перехватчик, последняя серийная модификация МиГ-19. Отличался удлинённым форкилем. Мог нести 4 ракеты РС-2У (РС-2УС). Пушечное воружение отсутствовало. В 1956-1960 годах на заводе №21 изготовлено 369 самолётов.
  • МиГ-19ПМЛ - перехватчик с комплексам "Лазурь". В 1958 года переоборудовалась часть ранее выпущенных МиГ-19ПМ.
  • МиГ-19Р - тактический разведчик на базе МиГ-19СВ. Отличался двигателем РД-9БФ-1, фотокамерами АФА-39 в фюзеляже. Выпущен малой серией на заводе №21.
  • МиГ-19С ("изделие 61") - фронтовой истребитель с цельноповоротным стабилизатором. Отличался пушками НР-30, дополнительными воздухозаборниками в хвостовой части, небольшим гаргротом за кабиной, новыми воздушными тормозами, накладками на фюзеляже для защиты от пороховых газов пушек. Выпускался в 1956-1957 годах.
  • МиГ-19СВ ("изделие 61") - высотный. Отличался более мощными двигателями РД-9БФ, отсутствием фюзеляжной пушки НР-30, тормозного парашюта и радиовысотомера РВ-2. Пилот экипировался высотно-компенсирующим костюмом. Выпускался с 1956 года на заводе №21. Часть МиГ-19С переоборудована на авиаремонтных заводах.
  • МиГ-19СФ - истребитель с двигателями РД-9БФ. Выпущен малой серией.
  • МиГ-19Ф - экспортный вариант МиГ-19С. Отличался составом БРЭО. Поставлялся в Индонезию.
  • СЛ-19 - летающая лаборатория для испытаний лыжного шасси.
  • СМК-1, СМК-2 - опытные для испытаний крылатых ракет К-10. Отличались отсутствием вооружения, оптического прицела, топливного бака №2.
  • A-5 - экспортный вариант Q-5.
  • F-6 - экспортный вариант J-6. Отличался составом оборудования.
  • F-6A - экспортный вариант J-6A. Отличался составом оборудования.
  • FT-6 - экспортный вариант JJ-6. Отличался составом оборудования.
  • J-6 (J-6-I) - китайский вариант МиГ-19П. Выпускался с 1958 года на заводах в Наньчане и Шеньяне. Первые 20 самолётов собраны из советских деталей. Первый полёт 28 сентября 1958 года.
  • J-6 - китайский вариант МиГ-19С. Оснащался двигателями WP-6 (китайский вариант РД-9Б). Первый полёт 30 сентября 1959 года (лётчик-испытатель Ю Кемин). Выпускался в Шеньяне в 1963-1986 годах.
  • J-6-II - китайский вариант МиГ-19ПМ. Оснащался ракетами PL-1 (китайский вариант РС-2У). Выпускался в Наньчане в 1959-1977 годах.
  • J-6-III - модернизированный. Отличался двигателями WP-6A, крылом меньшего размаха и с большей хордой, воздухозаборником с центральным телом (нерегулируемым). Первый полёт 6 августа 1969 года. Выпускался в Шеньяне с 1973 года. Изготовлено несколько сотен самолётов.
  • J-6A - модернизированный перехватчик. Отличался стартовым тердотопливным ускорителем. Оснащался ракетами PL-2. Разработан в 1974-1977 годах. Выпускался с 1977 года.
  • JJ-6 - учебно-боевой. Отличался удлинённым фюзеляжем, двухместной кабиной, 1 пушкой, дисковыми тормозами основных колёс, составом оборудования. Первый полёт 6 ноября 1970 года. В 1970-1986 годах на заводе в Шеньяне выпущено 637 самолётов.
  • JZ-6 - фронтовой разведчик. Выпускался с 1967 года в Шеньяне малыми сериями.
  • Q-5 - ударный самолёт, глубокая модернизация J-6. Отличался новой носовой частью, боковыми воздухозаборниками, доработанным вертикальным оперением, крылом большей площади. Первый полёт 4 июля 1965 года (лётчик-испытатель Туо Фэнмин). Выпускался в 70-х годах.
  • S-105 - чехословацкий вариант МиГ-19С. В 1958-1961 годах на заводе "Аэро" в Водоходах изготовлено 105 самолётов.
  • S-106 - чехословацкий вариант МиГ-19ПМ. Выпускался в 1961-1962 годах.

Лётно-технические характеристики

МиГ-19С МиГ-19П
Двигатели РД-9Б РД-9Б
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х2600
2х3250
2х2600
2х3250
Габариты, м:

размах крыла
длина с ПВД
высота

9,0
14,64
3,885
9,0
13,02
3,885
Площадь крыла, м2 25 25
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

5468
7560
8632
5172
7730
8738
Запас топлива (без ПТБ), л: 2170 2170
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

1150
1452
230
1150
1370
230
Максимальная скороподъёмность, м/с 180 180
Дальность полёта максимальная (с 2 ПТБ), км 2000 1910
Практический потолок, м 17900 17250
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8 8
Длина разбега, м

пробега, м

515
890
515
890
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение:

пушечное

3х30 мм 2х23 мм

ракетное

2хОРО-57К 2хОРО-57
2хК-13

бомбовое

2х250

Литература

  1. Арсеньев Е. Истребитель СМ-12. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №7. - С. 23-29.
  2. Колесников П. Первый сверхзвуковой. // Техника - молодёжи. - 1984. - №10. - С. 28-29.
  3. Кондратьев В. Истребитель МиГ-19: Боевое применение. // Крылья Родины. - 1996. - №2. - С. 5-8.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 21-22.
  5. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 56-57.
  6. Паньков В. МиГ-19СВ. // М-Хобби. - 1997. - №7. - С. 12-15.
  7. Федорченко А.В., Котлобовский А.В., Хаустов А.В. Непризнанный в своём отечестве. // Авиация и Время. - 1995. - №5. - С. 2-20.
  8. Эгенбург Э. Сверхзвуковой реактивный "МиГ". // Крылья Родины. - 1984. - №2. - С. 28-29.
  9. Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. // Авиаколлекция. - 2003. - №1.
  10. Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. // Крылья Родины. - №№ 11/95, 12/95, 1/96.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100