Ми-34
Во второй половине 70-х годов в учебных подразделениях
ВВС и аэроклубах ДОСААФ началось массовое списание вертолётов Ми-1.
Замена их более тяжёлыми Ми-2 оказалась экономически
невыгодной. Кроме того, Ми-2 не давал отечественным спортсменам преимуществ
при выполнении высшего пилотажа. В связи с этим тогдашний руководитель
ДОСААФ маршал авиации А.И.Покрышкин в 1979 году лично обратился к
главному конструктору ММЗ им. М.Л.Миля М.Н.Тищенко
с посьбой возобновить работы по лёгкому вертолёту.
Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 ("изделие 300") началась
в 1980 году. В качестве силовой установки был выбран поршневой двигатель
М-14, который применялся на спортивных самолётах,
много лет эксплуатировавшихся в ДОСААФ. Совместно сл специалистами ЦАГИ на
стенде были проведены исследования устойчивости, управляемости и маневренности,
проведены продувки модели в аэродинамической трубе. В 1981 году по требованию
военных параллельно началась разработка варианта Ми-34М с перспективным
газотурбинным двигателем. Перспективы создания такого двигателя были
неопределёнными и в 1982 году командование ВВС решило поддержать разработку
вертолёта с поршневым двигателем.
Эскизное проектирование вертолёта началось в 1982 году под руководством
Н.А.Назарова и А.В.Федотова. Общее руководство осуществлял М.Н.Тищенко.
Так как приоретет в это время отдавался разработке Ми-28
и модернизации Ми-8 и Ми-24,
проектирование Ми-34 затянулось. Много усилий потребовало решение таких
технических задач, как компоновка кабины, размещение двигателя, создание
бесшарнирных несущего и рулевого винтов, стеклопластиковых лопастей,
полозкового шасси. Для отработки систем вертолёта было построено 45
стендов. 10 февраля 1984 года Комиссия Президиума Верховного Совета СССР
приняла решение о создании лёгкого вертолёта Ми-34, после чего работы
активизировались. В конце октября был утверждён макет вертолёта. К этому
же времени было завершено и рабочее проектирование. В 1985 году на опытном
производстве МВЗ был изготовлен прототип для статиспытаний. Изготовление
лётного прототипа завершено в июне 1986 года. 17 ноября 1986 года
лётчик-испытатель Б.В.Савинов выполнил на нём первое висение, а 26
декабря - полёт по полному профилю. В 1987 году к испытаниям присоединился
второй лётный прототип. В том же году ресурсный образец был продемонстрирован
публике на авиасалоне в Ле-Бурже.
По результатам этапа "А" испытаний конструкция была доработана. В
декабре 1988 года в ГК НИИ ВВС начался этап "Б" совместных испытаний.
Их результаты потребовали новых доработок, которые были произведены в
1989-1991 годах. Распад СССР и экономический кризис затянул доводку
вертолёта. Государственные испытания были возобновлены только в конце
1992 года и продолжались до 1996 года. Для организации производства
Ми-34 было организовано АО "Лёгкие вертолёты Ми". Само производство
организовано на заводе "Прогресс" в Арсеньеве. 4 ноября 1993 года
поднялся в воздух первый серийный Ми-34.
Ми-34 построен по классической одновинтовой схеме с четырёхлопастным
несущим и двухлопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический
(алюминиевые сплавы, ограниченно сталь и титановые сплавы) типа полумонокок.
В обшивке использованы стеклопластиковые панели. Лопасти несущего винта
изготовлены из композиционных материалов. Лонжерон лопасти выполнен
путём спиральной намотки однонаправленных стеклолент. Фонарь кабины имеет
большую площадь остекления. Доступ в кабину осуществляется через 4 боковые
двери. Все двери оборудованы механизмами аварийного сброса. Шасси лыжное,
неубирающееся. На нижнем конце хвостового оперения имеется предохранительная
опора. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя
воздушного охлаждения М-14В26В со встроенным редуктором, установленного
за пассажирской кабиной. Предусмотрена установка газотурбинного двигателя
(Аллисон либо отечественного) или 2 роторно-поршневых двигателей
ВАЗ-426Запуск двигателя пневматический. Запас
топлива размещён в 2 мягких топливных баках, расположенных под полом кабины.
Для обеспечения выполнения фигур высшего пилотажа топливная система имеет
камеры отрицательных перегрузок. Пилотажно-навигационное оборудование
позволяет выплнять полёты днём и ночью в простых метеоусловиях.
Ми-34 предназначен для выполнения тренировочных полётов курсантов
учебных центров и аэроклубов, выполнения фигур высшего пилотажа с
троекратной перегрузкой пилотами-спортсменами, перевозки пассажиров
и коммерческого груза. На вертолёте возможно выполнение упражнениий
по программе международных соревнований, включая полёты на точность
пилотирования и навигации, вертолётный слалом. В августе 1988 года
Б.В.Савинов впервые на отечественном вертолёте выполнил "мёртвую" петлю
и "бочку".
К настоящему времени изготовлен 21 вертолёт Ми-34 всех модификаций.
Поставлялся на экспорт в Казахстан, Нигерию (8 вертолётов). Ми-34С в
качестве учебного применяется в Омском летно-техническом колледже
гражданской авиации. В настоящее время ведётся разработка сельскохозяйственного
автомобильно-вертолётного комплекса с использованием Ми-34.
Модификации вертолёта:
-
Ми-34 ("изделие 300") - базовый. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
-
Ми-34А - с газотурбинным двигателем Аллисон 250-C20R мощностью 450 л.с.
-
Ми-34ВАЗ - с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-426 мощностью по
270 л.с. Разработан в 1990 году. Первый полёт в 1993 году.
-
Ми-34М - с газотурбинным двигателем (проект). Разрабатывался в 1981-1982 годах.
-
Ми-34М - разведчик на базе Ми-34ВАЗ. Отличается специальным оборудованием
для целеуказания и разведки. Первый полёт в 1993 году.
-
Ми-34М1 - с 2 газотурбинными двигателями (проект).
-
Ми-34П - патрульный. Оборудован мощной фарой, громкоговорителем, тепловизором,
средствами связи, гиростабилизированным биноклем. Изготовлен в 1993 году
для московской милиции.
-
Ми-34С - сертифицированный. Отличается составом обрудования. Дооборудование
производится на опытном производстве МВЗ. Сертификат типа АРМАК получен в мае
1995 года.
-
Ми-34УТ - учебно-тренировочный. Отличается двойным управлением.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
М-14В26В |
Взлётная мощность, л.с. |
370 |
Диаметр несущего винта, м |
10,0 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта |
11,48
8,713
1,42
2,5 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
1010
1280
1350 |
Запас топлива, л |
160 |
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
240
300 |
Число пассажиров, чел. |
2-3 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
максимальная назад |
220
180
130 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
2,5
0,5 |
Потолок, м:
статический
динамический |
1500
4500 |
Практическая дальность полёта, км |
360 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Александров В. Воздушный помощник ГАИ / За рулём. - 1996. - №1. - С. 70-71.
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 102.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 368-370.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 185-187.
- Синельщиков Г., Белов А. Лёгкие вертолёты фирмы Миля // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 19-21.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 179-184.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника