Ми-28Н
Боевой вертолёт Ми-28Н разработан на базе вертолёта
Ми-28А. Он предназначен для груглосуточного боевого
применения в любых метеоусловиях и является ответом на разработку американцами
вертолёта AH-64D "Апач-Лонгбоу". Из-за нехватки средств генеральный констрктор
М.В.Вайнберг принял решение прекратить разработку Ми-28А и все силы и
финансовые возможности сосредоточить на разработке Ми-28Н. Работы возглавили
заместители главного конструктора В.А.Щербина и В.А.Синельников. Было решено
сохранить компоновку, системы защиты и вооружение Ми-28 и разработать только
новое оборудование на перспективной элементной базе и редуктор. В начале
1993 года макетная комиссия утвердила эскизный проект и полноразмерный макет
вертолёта. Изготовление первого прототипа (переоборудован Ми-28А №032)
завершилось 16 августа 1996 года. 14 ноября лётчики-испытатели В.В.Юдин и
С.В.Никулин совершили на нём первый полёт. 30 апреля 1997 года начались
заводские испытания. Вскоре был построен второй прототип (переоборудован
Ми-28А №024). Подготовка к серийному производству началась на Ростовском
вертолётном заводе в 1998 году. Сборка первого серийного Ми-28Н началась
в первом полугодии 1999 года. Первый полёт он совершил 27 декабря 2005 года.
Конструкция, в целом, аналогична Ми-28. В силовой установке применены
более мощные двигатели ТВ3-117ВМА и новый главный
редуктор ВР-29. Мощности двигателей хватает для продолжения полёта при отказе
одного из них. Предусмотрена установка ещё более форсированных двигателей
ТВ3-117СБЗ и ВК-2500.
В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель ТА-14
(на прототипах использовался АИ-9В). Несущий винт имеет цельнокомпозиционные
лопасти и втулку с несмазывающимися шарнирами. Лропасти выдерживают прострел
30-мм снарядами. Для снижения шума установлен Х-образный рулевой винт.
На лопостях винтов применены новые аэродинамические профили. В состав
вооружения добавлена ракета класса "воздух-воздух" "Игла-В".
На Ми-28Н применена единая вычислительная среда, в состав которой входят
3 центральных и несколько периферийных бортовых ЭВМ, совместимых с IBM PC
для упрощения разработки программного обеспечения. В компьютер заложен банк
данных о рельефе местности с высокой степенью разрешения. При этом на экран
дисплея выводится трёхмерное изображение участка, на котором находится вертолёт.
Для снижения утомляемости экипажа разработана новая компоновка кабины, выполненная
с учётом последних достижений эргономики. Приборное оснащение кабины лётчика
включает индикатор на лобовом стекле и нашлемный прицел для наведения пушки.
Кабина штурмана имеет второе управление. Для подготовки экипажей в ЦНТУ
"Динамика" разработан полномасштабный тренажёр.
Для поиска, обнаружения и распознования целей разработана обзорно-прицельная
станция с оптическим, телевизионным и лазерным каналами изображения. Антенна
бортовой РЛС размещена над втулкой несущего винта, что позволяет производить
поиск цели из-за укрытия. При этом по системе обмена данными информация о
целях может передаваться на другие вертолёты и на наземные командные пункты.
Предусмотрена возможность использования экипажем очков ночного видения.
Министерство обороны озвучивало планы заказать 300 вертолётов Ми-28Н,
причём 50 до 2010 года, но по состоянию на август 2007 года на Ростовском
заводе построено всего 4 вертолёта. В 2006 году два Ми-28Н принимали участие
в белорусско-российских учениях "Щит Союза-2006".
Модификации вертолёта:
-
Ми-28Н - базовый. Первый полёт 14 ноября 1996 года.
-
Ми-28НЭ - экспортный. Отличается составом оборудования. Впервые показан
на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 2007 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117ВМА |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2200 |
Диаметр несущего винта, м |
17,2 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
размах крыла
высота |
21,155
17,01
4,88
4,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
8590
10700
12000 |
Масса боевой нагрузки, кг |
2300 |
Запас топлива, л |
1900 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
324
265 |
Потолок, м:
статический
динамический |
3700
5700 |
Дальность полёта, км:
практическая
перегоночная |
460
1100 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Берне Л.П. "Ночной пират" // Крылья Родины. - 1997. - №№ 7, 8.
- Боевой вертолёт Ми-28Н // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 54-56.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 364-367.
- Ми-28Н - новый боевой вертолёт ОКБ Миля // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 5.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 223-240.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 174-184.
- Сокольников В. Боевые вертолёты Ка-50 и Ми-28 // Вестник воздушного флота. - 1995. - №3.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 55-60.
- Яблонский Е. Ми-28 против "Чёрной акулы" // Крылья Родины. - 1995. - №№ 8, 11.
- Якубович Н.В. Боевой вертолёт Ми-28 // Авиаколлекция. - 2008. - №6. - С. 13-27.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника