ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ми-14

Ми-14ПЛ

С самого начала разработки вертолёта Ми-8 конструкторы ОКБ-329 М.Л.Миля предусматривали возможность создания на его базе противолодочной модификации. В 1958 году в бригаде общих видов были проработаны 2 варианта: один с сохранение планёра Ми-8, другой - с заменой нижней части фюзеляжа лодкой с боковыми поплавками. Вариант анфибии должен был повысить безопасность полётов над морем. Кроме того, считалось, что применение поискового оборудования в режиме приводнения будет более экономичной, чем в режиме висения. Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова противолодочный вертолёт Ка-25 имел ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому руководство ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более грузоподъёмного Ми-8.

В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной технике П.В.Дементьев утверждил задание на разработку проекта В-8Г (гидро). Поисково-ударный комплекс должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём поисковый должен был легко переоборудываться в ударный и наоборот. Предварительное проектирование началось в 1962 году, сразу после постройки двухдвигательного В-8А. Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком ТТД, оптимизацию комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько лет. 30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке базового противолодочного вертолёта-анфибии В-14 в поисковом и ударном вариантах.

В качестве силовой установки было решено применить новые двигатели ТВ3-117 ОКБ С.П.Изотова, имевшие большую мощность по сравнению с ТВ2-117. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса из двух. В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта В-14: с ТВ2-117 в ударном и поисковом вариантах и с ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему. Его эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к рабочему проектированию. Была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся.

В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление прототипа. Из-за задержек с доводкой двигателей на нём было решено установить старые ТВ2-117. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили в Подмосковье и Феодосии.

Для ускорения испытаний решением МО СССР для переоборудования в амфибии были переданы ещё 2 Ми-8. На них впервые был установлен поисково-прицельный комплекс "Кальмар". Один изних вскоре потерпел аварию и вместо него в В-14 был переоборудован четвёртый Ми-8. На нём в 1969 году отрабатывался комплекс вооружения. В конце 1969 года на первом прототипе установили двигатели ТВ3-117М. В 1971 году в Казани были переоборудованы в В-14 ещё 2 Ми-8 и оснащены двигателями ТВ3-117М, редуктором ВР-14, ВСУ АИ-9В, усиленной трансмиссией. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря 1974 года.

Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе №387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР.

Ми-14 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами (на вертолётах позднего выпуска применены тянущие винты противоположного вращения как на Ми-8МТ). Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Лодка выполнена из трёхслойных панелей с сотовым заполнителем. По бокам лодки установлены поплавки в форме крыльев, обеспечивабщие поперечную устойчивость при волнении до 4 баллов. Для улучшения путевой устойчивости вертолёта на поплавках установлены вертикальные кили. Шасси четырёхопорное, убирающееся. Для защиты рулевого винта под хвостовой балкой установлена дополнительная опора с поплавком. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117М с редуктором ВР-14. Для запуска двигателей за главным редуктором установлена ВСУ АИ-9В. В грузовой кабине оборудовано рабочее месте штурмана-оператора и размещены блоки поисково-прицельной системы 7071 "Кальмар" (на Ми-14ПЛМ - "Осьминог"), включающей прицельно-вычислительное устройство "Ландыш", аппаратуру передачи данных "Снегирь", ОГАС "Ока-2", РЛС "Инициатива-2М". В передней части кабины установлен теплопеленгатор "Сура". В задней части фюзеляжа находились кассеты с 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями "Поплавок" или "Координата", ориентационные бомбы. Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр АПМ-60 "Орша". Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав оборудования включена система автоматического управления САУ-14. Под хвостовой балкой установлен доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-15. Вооружение состояло либо из 1 торпеды АТ-1 (АТ-2, Т-67 "Стриж", позже УМГТ-1 "Орлан", "Колибри"), либо 12 50-кг противолодочных бомб, либо 8 250-кг бомб, находящихся в герметичном бомбоотсеке.

В 1973-1986 годах изготовлено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций. С 1977 года поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР часть вертолётов досталась Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава флота России и выведены в резерв. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолётного завода, серийный Ми-14 - в музее авиации в Киеве.

Модификации вертолёта:

  • В-14 (В-8Г) - прототип. Отличался двигателями ТВ2-117 (позже земенены на ТВ3-117М). В 1967-1971 годах изготовлено 6 вертолётов (переоборудованы из серийных Ми-8Т).
  • В-14ПС - прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974 году из серийного Ми-14ПЛ.
  • В-14Р - летающая лаборатория для испытаний ГАС "Рось-В".
  • В-14Э - экспортный. Отличался составом оборудования.
  • Ми-14БТ - буксировщик минных тралов. Отличался отсутствием противолодочного оборудования и вооружения, системой буксировки в задней части грузовой кабины, тралами дистанционного управления, дополнительными иллюминаторами в хвостовой части фюзеляжа. Разработан в 1973 году. Принят на вооружение в 1979 году.
  • Ми-14ГП - грузо-пасажирский. Разработан в 1981 году. В 1995 переоборудован 1 вертолёт для авиакомпании "Конверсавиа".
  • Ми-14ПЖ "Елиминатор" - пожарный. Разработан в 1993 году совместно с германской фирмой "Аэротех" на базе Ми-14БТ.
  • Ми-14ПЛ - противолодочный. Принят на вооружение 11 мая 1976 года.
  • Ми-14ПЛ - опытный носитель противокорабельных ракет. Разработан в конце 70-х годов для Сирии.
  • Ми-14ПЛМ - модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельным комплексом "Осьминог". В состав вооружения включены торпеды "Орлан" и "Колибри". Разработан в 1973-1975 годах. Выпускался с 1979 года.
  • Ми-14ПС - поисково-спасательный. Отличался отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения, составом радиооборудования, наличием боковой лебёдки СЛГ-300 и 20 сбрасываемых спасательных плотов. Принят на вооружение в 1979 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117М
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1950
Диаметр несущего винта, м 21,288
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
высота с вращающимся рулевым винтом

25,24
18,38
6,93
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

5,34
2,34
1,8
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

8902
13400
14000
Масса коммерческой нагрузки, кг 2000
Запас топлива, кг 2930
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

250
210
Потолок, м:

статический с влиянием земли
динамический

1600
4000
Дальность полёта, км 800
Тактический радиус действия, км 200
Время патрулирования, час. 3
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Артемьев А. Морские вертолёты // Техника и вооружение. - 2001. - №8. - С. 27-28, 43.
  2. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 98.
  3. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 349-350.
  4. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 100-102.
  5. Ми-14 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 55.
  6. Михеев В.Р. Амфибия Ми-14 // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 11-14.
  7. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 151-164.
  8. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 142-143.
  9. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 329-334.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100