Ми-14
С самого начала разработки вертолёта Ми-8
конструкторы ОКБ-329 М.Л.Миля предусматривали
возможность создания на его базе противолодочной модификации. В 1958
году в бригаде общих видов были проработаны 2 варианта: один с сохранение
планёра Ми-8, другой - с заменой нижней части фюзеляжа лодкой с боковыми
поплавками. Вариант анфибии должен был повысить безопасность полётов
над морем. Кроме того, считалось, что применение поискового оборудования
в режиме приводнения будет более экономичной, чем в режиме висения.
Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова
противолодочный вертолёт Ка-25 имел ограниченные
возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли
разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому
руководство ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более
грузоподъёмного Ми-8.
В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной технике
П.В.Дементьев утверждил задание на разработку проекта В-8Г (гидро).
Поисково-ударный комплекс должен был состоять из двух вертолётов:
поискового и ударного, причём поисковый должен был легко переоборудываться
в ударный и наоборот. Предварительное проектирование началось в 1962 году,
сразу после постройки двухдвигательного В-8А. Ведущим конструктором
был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком ТТД, оптимизацию
комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько лет.
30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке
базового противолодочного вертолёта-анфибии В-14 в поисковом и ударном
вариантах.
В качестве силовой установки было решено применить новые двигатели
ТВ3-117 ОКБ С.П.Изотова, имевшие большую
мощность по сравнению с ТВ2-117. Новая силовая
установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса
из двух. В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта
В-14: с ТВ2-117 в ударном и поисковом вариантах и с ТВ3-117 в едином
поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему. Его
эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к
рабочему проектированию. Была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова
создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном
вертолётостроении было выполнено убирающимся.
В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет,
состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки.
В 1967 году началось изготовление прототипа. Из-за задержек с доводкой
двигателей на нём было решено установить старые ТВ2-117. 1 августа
1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо.
В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые
проходили в Подмосковье и Феодосии.
Для ускорения испытаний решением МО СССР для переоборудования в
амфибии были переданы ещё 2 Ми-8. На них впервые был установлен
поисково-прицельный комплекс "Кальмар". Один изних вскоре потерпел
аварию и вместо него в В-14 был переоборудован четвёртый Ми-8. На нём
в 1969 году отрабатывался комплекс вооружения. В конце 1969 года на
первом прототипе установили двигатели ТВ3-117М. В 1971 году в Казани
были переоборудованы в В-14 ещё 2 Ми-8 и оснащены двигателями ТВ3-117М,
редуктором ВР-14, ВСУ АИ-9В, усиленной трансмиссией. Из-за работ,
связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря
1974 года.
Серийное производство организовано в конце 1973 года на заводе №387
в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт
принят на вооружение под обозначением Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО
СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников
МВЗ присуждена Государственная премия СССР.
Ми-14 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным
трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами (на вертолётах
позднего выпуска применены тянущие винты противоположного вращения как
на Ми-8МТ). Фюзеляж цельнометаллический типа
полумонокок. Лодка выполнена из трёхслойных панелей с сотовым заполнителем.
По бокам лодки установлены поплавки в форме крыльев, обеспечивабщие
поперечную устойчивость при волнении до 4 баллов. Для улучшения путевой
устойчивости вертолёта на поплавках установлены вертикальные кили. Шасси
четырёхопорное, убирающееся. Для защиты рулевого винта под хвостовой балкой
установлена дополнительная опора с поплавком. Силовая установка состоит
из 2 ТВД ТВ3-117М с редуктором ВР-14. Для запуска двигателей за главным
редуктором установлена ВСУ АИ-9В. В грузовой кабине оборудовано рабочее
месте штурмана-оператора и размещены блоки поисково-прицельной системы
7071 "Кальмар" (на Ми-14ПЛМ - "Осьминог"), включающей прицельно-вычислительное
устройство "Ландыш", аппаратуру передачи данных "Снегирь", ОГАС "Ока-2",
РЛС "Инициатива-2М". В передней части кабины установлен теплопеленгатор
"Сура". В задней части фюзеляжа находились кассеты с 36 сбрасываемыми
гидроакустическими буями "Поплавок" или "Координата", ориентационные бомбы.
Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр АПМ-60
"Орша". Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав
оборудования включена система автоматического управления САУ-14. Под хвостовой
балкой установлен доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса
ДИСС-15. Вооружение состояло либо из 1 торпеды АТ-1
(АТ-2, Т-67 "Стриж", позже УМГТ-1 "Орлан", "Колибри"), либо 12 50-кг
противолодочных бомб, либо 8 250-кг бомб, находящихся в герметичном бомбоотсеке.
В 1973-1986 годах изготовлено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций.
С 1977 года поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу,
Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР часть вертолётов досталась
Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава флота России и выведены
в резерв. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолётного завода,
серийный Ми-14 - в музее авиации в Киеве.
Модификации вертолёта:
-
В-14 (В-8Г) - прототип. Отличался двигателями ТВ2-117 (позже земенены
на ТВ3-117М). В 1967-1971 годах изготовлено 6 вертолётов (переоборудованы
из серийных Ми-8Т).
-
В-14ПС - прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974
году из серийного Ми-14ПЛ.
-
В-14Р - летающая лаборатория для испытаний ГАС "Рось-В".
-
В-14Э - экспортный. Отличался составом оборудования.
-
Ми-14БТ - буксировщик минных тралов. Отличался отсутствием противолодочного
оборудования и вооружения, системой буксировки в задней части грузовой
кабины, тралами дистанционного управления, дополнительными иллюминаторами
в хвостовой части фюзеляжа. Разработан в 1973 году. Принят на вооружение в
1979 году.
-
Ми-14ГП - грузо-пасажирский. Разработан в 1981 году. В 1995 переоборудован
1 вертолёт для авиакомпании "Конверсавиа".
-
Ми-14ПЖ "Елиминатор" - пожарный. Разработан в 1993
году совместно с германской фирмой "Аэротех" на базе Ми-14БТ.
-
Ми-14ПЛ - противолодочный. Принят на вооружение 11 мая 1976 года.
-
Ми-14ПЛ - опытный носитель противокорабельных ракет. Разработан в конце
70-х годов для Сирии.
-
Ми-14ПЛМ - модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельным
комплексом "Осьминог". В состав вооружения включены торпеды "Орлан" и
"Колибри". Разработан в 1973-1975 годах. Выпускался с 1979 года.
-
Ми-14ПС - поисково-спасательный. Отличался отсутствием
поисково-прицельного оборудования и вооружения, составом радиооборудования,
наличием боковой лебёдки СЛГ-300 и 20 сбрасываемых спасательных плотов. Принят
на вооружение в 1979 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117М |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х1950 |
Диаметр несущего винта, м |
21,288 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
высота с вращающимся рулевым винтом |
25,24
18,38
6,93 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
5,34
2,34
1,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
8902
13400
14000 |
Масса коммерческой нагрузки, кг |
2000 |
Запас топлива, кг |
2930 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
250
210 |
Потолок, м:
статический с влиянием земли
динамический |
1600
4000 |
Дальность полёта, км |
800 |
Тактический радиус действия, км |
200 |
Время патрулирования, час. |
3 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Артемьев А. Морские вертолёты // Техника и вооружение. - 2001. - №8. - С. 27-28, 43.
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 98.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 349-350.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 100-102.
- Ми-14 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 55.
- Михеев В.Р. Амфибия Ми-14 // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 11-14.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 151-164.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 142-143.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 329-334.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника