|
|
КЗКТ-537
Балластный тягач МАЗ-537А разработан в СКБ Минского
автомобильного завода под руководством Б.Л.Шапошника. Он является
дальнейшим продолжением МАЗ-535А. Производство базового автомобиля
МАЗ-537 (седельный тягач) началось в начале 1960 года на Минском
автозаводе. В декабре 1963 года к производству присоединился Курганский
завод колёсных тягачей. В 1964 году производство было полностью передано
в Курган.
МАЗ-537А предназначен для доставки тяжёлых неделимых грузов по
дорогам различных категорий, в том числе по грунтовым. На аэродромах
применяется (в варианте МАЗ-537Л) для буксировки тяжёлых самолётов
(например, Ан-22). Скорость буксировки
самолёта по бетонной поверхности - 20 км/ч, по грунту - 5 км/ч.
МАЗ-537А имеет лонжеронную раму. Грузовая платформа металлическая
с задним открывающимся бортом. Кузов МАЗ-537П оснащался дугами
и тентом. Кузов КЗКТ-537Л не имел открывающихся бортов, на его
полу монтировался настил в виде ячеек для литых чугунных балластных
грузов. Четырёхместная кабина вынесена вперёд. В кабине имеется 2
отопителя: один связан с системой охлаждения двигателя, другой
автономный. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного
четырёхтактного дизеля жидкостного охлаждения с непосредственным
впрыском топлива Д-12А-525, расположенного за кабиной. Двигатель
имеет алюминиевый картер, азотированный коленчатый вал, 4 клапана
на цилиндр, 2 распредвала в головке цилиндров, систему смазки с
"сухим" картером, предпусковой подогреватель, двухступенчатую
фильтрацию воздуха, две автономные системы пуска (посредством
электростарстера и сжатого воздуха). Трансмиссия гидромеханическая,
включает гидротрансформатор, трёхступенчатую планетарную коробку
передач, двухступенчатую раздаточную коробку. На II и III передачах
гидротрансформатор может блокироваться. Для увеличения проходимости
межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены как
механизмы повышенного трения, двух задних - самоблокирующиеся.
Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска передних колёс
независимая торсионная, задних - безрессорная балансирная. Рулевой
механизм снабжён гидроусилителем (от МАЗ-525). Стеклочистители
имеют пневмопривод. На автомобиле имеются два звуковых сигнала:
электрический и пневматический. Автомобили ранних выпусков имели
трёхфарную систему освещения.
В 1968 году группе конструкторов во главе с Б.Л.Шапошником за
создание семейств МАЗ-535 и МАЗ-537 присуждена Государственная премия
СССР. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась.
Автомобили семейства МАЗ-537 широко применялись во многих отраслях
народного хозяйства и в Вооружённых Силах, поставлялись на экспорт
в разные страны мира. Производство продолжалось до 1990 года, после
чего его сменил более совершенный тягач КЗКТ-7428.
Модификации автомобиля:
-
МАЗ-537 - седельный тягач. Предназначен для буксировки полуприцепа
полной массой до 65 т. Выпускался с декабря 1963 года.
-
МАЗ-537А - балластный тягач. Отличался металлической бортовой
платформой.
-
МАЗ-537В - седельный тягач для буксировки полуприцепов полной
массой до 40 т. Отличался сдвинутым назад на 345 мм седельным
устройством. Выпускался с 1965 года.
-
МАЗ-537Г - седельный тягач с мощной лебёдкой для затаскивания
несправных гусеничных машин на полуприцеп. Предназначен для
буксировки полуприцепа полной массой до 68 т. Выпускался с 1964
года. Самая массовая модификация.
-
МАЗ-537Д - седельный тягач с генераторной установкой для буксировки
специальных полуприцепов полной массой до 65 т. Отличался агрегатом
для зарядки аккумуляторов АБ-1-П/30-1. Применялся для комплектации
ракетных комплексов.
-
МАЗ-537Е - седельный тягач для буксировки активного полуприцепа
полной массой до 68 т. Отличался устройством отбора мощности,
генератором переменного тока. Выпускался с 1966 года.
-
МАЗ-537К - шасси для крана. Изготовлено несколько автомобилей.
-
КЗКТ-537Л - аэродромный тягач на базе МАЗ-537Г. Отличался
металлической бортовой платформой. Разработан в Кургане. Предназначен
для буксировки самолётов массой до 200 т. Выпускался с 1976 года.
-
МАЗ-537П - модернизированный балластный тягач. Отличался наличием
дуг и тента, отсутствием лебёдки.
-
ПВ-481 - трубоплетевоз.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
9130
2885
3100 |
База по крайним осям, мм |
6050 |
Колея, мм |
2200 |
Дорожный просвет, мм |
500 |
Радиус поворота, м |
13,5 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
22500
30000 |
Грузоподъёмность, кг |
15000 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
75000
30000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
Д-12А-525
12
38880
14,5
525 |
Число передач |
3x2 |
Колёсная формула |
8x8 |
Размер шин |
18,00-24" |
Запас топлива, л |
840 |
Скорость максимальная, км/ч |
60 |
Запас хода, км |
650 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,0 |
Максимальный преодолеваемый подъём |
23° |
Контрольный расход топлива, л/100 км |
125 |
Литература
- Аксёнов П.В. Многоосные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1980.
- Белорусские богатыри. - М.: "Панорама", 1991.
- Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
- Ивановский В. Восьмиколёсные МАЗы // За рулём. - 1982. - №6. - С. 10.
- Колеватов А. Автомобили-тягачи семейства МАЗ-537 // Автомобильный моделизм. - 2004. - №5. - С. 10-15.
- Колеватов А. МАЗ-537 // М-Хобби. - 2000. - №5. - С. 34-41.
- Колеватов А. Многоосный ветеран МАЗ-535 // Автомобильный моделизм. - 2002. - №1. - С. 2-8.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 69-74.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 122-124.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|