L-29
К середине 50-х годов во всём мире возникла потребность
в реактивных учебно-тренировочных самолётах, так как поршневые уже перестали
отвечать требованиям времени. Разработка подобного самолёта в 1955 году
в инициативном порядке началась и в Чехословакии. Работы возглавил руководитель
одного из отделов VZLU (иссследовательского испытательного лётного института)
З.Рублич (в начале 60-х ведущим конструктором самолёта стал Я.Влчек).
В конструкции L-29 использованы некоторые технические решения самолёта
CS-102 (лицензионный УТИ МиГ-15), например
отстыковывающаяся хвостовая часть фюзеляжа для обслуживания силовой установки,
Для упрощения производства, снижения индуктивного сопротивления и рационального
распределения аэродинамической нагрузки по размаху крыло было выполнено
прямым. Для предотвращения попадания заторможенного фюзеляжем пограничного
слоя в воздухозаборники они были отодвинуты от поверхности на 50 мм, а в
образовавшихся щелях установлены аэродинамические ножи. Для улучшения штопорных
характеристик применено Т-образное оперение. Шасси, гидро- и пневмосистемы
заимствованы от CS-102.
Изготовление первого прототипа XL-29 было завершено весной 1959 года.
Из-за отсутствия штатного двигателя на нём был установлен английский
"Вайпер" Mk.20. 5 апреля лётчик-испытатель Р.Духон впервые поднял его в
небо. В июле 1960 года совершил первый полёт прототип с чехословацким двигателем
M-701B. В это же время самолёт получил имя "Дельфин".
В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого учебно-тренировочного
самолёта для стран Варщавского Договора. В конкурсе приняли участие конструкторы
СССР (ОКБ А.С.Яковлева), ПНР и ЧССР. Весной 1961
года L-29A был отправлен в СССР для участия в конкурсе. В августе-сентябре
на аэродроме Монино под руководством Ю.А.Антипова прошли сравнительные
испытания L-19A, TS-11 и Як-30. По лётным характеристикам и пилотажным
качествам лучшим был признан Як-30. L-29 обладал лучшей технологичностью
и имел большую степень завершённости лётных испытаний (Як-30 и TS-11
совершили первый полёт только в 1960 году). С учётом необходимости загрузить
авиационную промышленность ЧССР было принято решение запустить в серийное
производство L-29 (при этом Польша всё же решила выпускать свой самолёт).
После завершения конкурса продолжились испытания и доводка прототипов.
В 1961 году началась подготовка к серийному производству (сборке) на
Среднечешском авиазаводе в Водоходах ("Аэро Водоходы"). Изготовление
комплектующих было размещено на многочисленных Чехословакии. В 1963 году
сборка была переведена на предприятие "Лет" в Угорском Градиште и
Куновицах. В 1964 году L-29 получил Золотую медаль Международной
машиностроительной ярмарки в Брно, а в 1965 году удостоен звания "Совершенное
изделие года". Летом 1969 года L-29A "Акробат" экспонировался на авиасалоне
в Ле-Бурже.
L-29 построен по аэродинамической схеме среднеплана с Т-образным оперением.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое,
трапецевидное в плане (угол стреловидности по линии четвертей хорд; центроплана
- 5°, консоли - 1°24'). Механизация крыла состоит из щелевых закрылков
и элеронов. В хвостовой части по бокам фюзеляжа установлены воздушные
тормоза. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая
установка состоит из ТРД "Моторлёт" M-701C. Воздухозаборники двигателя
расположены по бокам фюзеляжа. Кабина экипажа двухместная с двойным
управлением, оборудована катапультными креслами. Место инструктора находится
сзади и слегка приподнято. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 150 л.
В ударном варианте на 2 узлах подвески под крылом могли подвешиваться контейнеры
с 7,62-мм пулемётами, бомбы калибром 100 кг, блоки НУРС.
Самолёт принят на вооружение советских ВВС в 1963 году. Он использовался
в качестве учебно-тренировочного в лётных училищах (первым его получило
Черниговское ВВАУЛ), истребительных авиаполках и в учебных Центрах ДОСААФ
(с 1966 года). Специально для передачи и обслуживания сомолётов в 1964
году была организована советско-чешская база в Ивано-Франковске. 11 августа
1964 года лётчица М.Л.Попович установила на L-29 мировой рекорд скорости
на дистанции 100 км для самолётов массой до 3000 кг (категория C-1-d по
классификации FAI).
В 1992 году началось массовый вывод L-19 из эксплуатации. В настоящее
время они сохранились только в Вяземском аэроклубе. На L-29 летает пилотажная
группа "Небесные Рыцари" в Мячково. Несколько самолётов имеются у частников.
В качестве экспоната L-29 имеется в музеях ВВС в Монино и Черниговского
ВВАУЛ, в Пражском музее авиации. В качестве памятника L-29 установлен в
Тюмени и Ульяновске.
Серийное производство продолжалось до 1974 года. Всего изготовлено 3665
самолётов L-29. Большая часть из них (около 3000) была поставлена на экспорт
(в основном в СССР). Поставлялся также в Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гану,
Гвинею, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Мали, Нигерию, Румынию,
Сирию, Уганду. В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался.
Для 60-х годов это был один из самых удачных самолётов стран СЭВ. В боевых
действиях применялся Египтом во время войны Судного дня в 1973 году.
Модификации самолёта:
-
XL-29 (OK-70) - первый прототип. Отличался двигателем Бристоль-Сидли
"Вайпер" Mk.20 с тягой 795 кгс. Первый полёт 5 апреля 1959 года.
-
XL-29 (OK-14) - второй лётный прототип. Отличался формой фонаря кабины
и хвостовой части фюзеляжа.
-
L-29A "Дельфин" (OK-02) - прототип с двигателем M.701B. Первый полёт в
июле 1960 года.
-
L-29 "Дельфин" - учебно-тренировочный.
-
L-29A "Дельфин Акробат" (L-429) - пилотажный. Отличался одноместной
кабиной, дополнительным топливным баком в фюзеляже. Переоборудован из
прототипа OK-02. Первый полёт в октябре 1967 года. Позже изготовлен
второй экземпляр.
-
L-29Р (L-329) - ближний разведчик. Отличался подвесным контейнером с
разведывательной аппаратурой. Разработан в 1963-1966 годах. Выпущен
малой серией. Поставлялся на экспорт в Египет.
-
L-29R "Дельфин" - лёгкий штурмовик (опытный).
-
L-129 "Дельфин" - модернизированный (проект).
Лётно-технические характеристики (L-39C)
Двигатель |
M-701C |
Взлётная тяга, кгс |
890 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,29
10,81
3,129 |
Площадь крыла, м2 |
19,8 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
2280
3280
3540 |
Запас топлива, л |
1030 |
Боевая нагрузка, кг |
300 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 5000 м
крейсерская |
615
655
545 |
Дальность полёта, км:
без ПТБ
с 2 ПТБ |
640
895 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
840 |
Практический потолок, м |
10900 |
Продолжительность полёта, ч |
2,5 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
8
4 |
Длина разбега, м
пробега, м |
600
550 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Кондратьев В.П. Л-29 // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 34-35.
- Пазынич С. "Летающие парты" из Чехословакии // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 18-25.
- Сойко Н. Крылатый "Дельфин" // Моделист-конструктор. - 2008. - №6. - С. 26-31.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника