КЗКТ-74282
К 70-м годам тягач МАЗ-537,
выпускавшийся на Курганском заводе колёсных тягачей, стал морально
устаревать. Тогда конструкторы завода во главе с В.А.Пискарёвым начали
работу по совершенствованию тягача. Основным направление работы
было увеличение мощности двигателя. Были сделаны попытки установки
на автомобиль танковых дизелей В-38 (на КЗКТ-545) и Д-12А-650
(КЗКТ-7426). Опытные автомобили успешно прошли испытания, но в
серию не попали из-за малого ресурса танковых двигателей.
6 апреля 1978 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №262
(подкреплено соответствующим приказом Минавтопрома №141 от 6 июня),
поручавшее КЗКТ разработку семейства перспективных тягачей для работы
с прицепами грузоподъёмностью 150, 300 и 600 т. Работу по созданию
тягача возглавил главный конструктор В.П.Косов. В результате появился
автомобиль КЗКТ-7427 с дизелем Д-12АН-650 производства ПО "Барнаултрансмаш".
Но ресурс и этого двигателя оказался недостаточным: при нормальной
эксплуатации тягача его хватило бы только на год. Тогда было решено
применить двигатель ЯМЗ-8401 той же мощности производства Ярославского
мотоного завода.
В 1985 году начались приёмочные испытания, в которых приняли
участие 2 опытных балластных тягача КЗКТ-7427. Во время испытаний
они доставили из Ташкентского аэропорта на Ташаузскую ГЭС турбину
массой около 80 т.
Дольнейшие работы по усовершенствованию тягачей возглавил новый
главный конструктор завода Ю.Т.Бутров. Используя опыт создания
КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427, была разработана новая базовая модель -
КЗКТ-7428. В качестве силовой установки было решено использовать
двигатель ЯМЗ-8401.10-04, который к тому времени уже был успешно
применён на карьерных самосвалах БелАЗ-7540 и БелАЗ-7548. В конце
80-х годов КЗКТ-7428 успешно прошёл все виды испытаний и был рекомендован
в производство. Серийное производство началось в 1990 году.
КЗКТ-74282 предназначен для доставки тяжёлых (до 75 т) неделимых
грузов по дорогам различных категорий, в том числе по грунтовым.
Основной прицеп ЧМЗАП-8390. На аэродромах (главным образом с твёрдым
покрытием) применяется для буксировки самолётов массой до 200 т.
КЗКТ-74282 имеет лонжеронную раму, к которой крепится большинство
механизмов и систем. Двухрядная шестиместная кабина сдвинута вперёд.
Она оснащена тепло- и шумоизоляцией, фильтровентиляционной установкой,
измерителем уровня дозы ИМД-21Б, двойным остеклением, светозащитными
шторами на окнах, 2 отопителями (один связан с системой охлаждения
двигателя, другой автономный), кронштейнами для крепления оружия.
Передние сиденья подрессоренные с индивидуальной регулировкой.
Задний ряд сидений может трансформироваться в 2 спальных места.
Грузовая платформа металлическая с неоткрывающимися бортами, оснащена
настилом с ячейками для 8 балластных грузов. В качестве силовой
установки прменён четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный дизель
жидкостного охлаждения ЯМЗ-8401.10-14, размещённый за кабиной.
Двигатель оснащён 2 турбокомпрессорамт и системой промежуточного
охлаждения воздуха. Воздушная система имеет 2 фильтра со сменными
фильтрующими элементами. Для надёжного пуска дфигателя имеется
свечное электрофакельное устройство ЭФУ. Для пуска при температурах
ниже -15°C применяется предпусковой подогреватель ПЖД-600И. По
желанию заказчика может устанавливаться дизель Камминс KTTA19-C650.
Запас топлива размещён в 2 основных баках по 420 л. В системе питания
имеется подогреваемый расходный бак ёмкостью 60 л. Для прокачки
топливной системы установлен ручной насос РНМ-1КУ2. Трансмиссия
гидромеханическая, включает гидротрансформатор, трёхступенчатую
планетарную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку
и гидрозамедлитель (используется как вспомогательная тормозная
система). На II и III передачах гидротрансформатор может блокироваться.
Для увеличения проходимости межколёсные дифференциалы двух передних
мостов выполнены как механизмы повышенного трения, двух задних -
самоблокирующиеся. Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска
передних колёс независимая торсионная, задних - безрессорная
балансирная. Рулевой механизм снабжён гидроусилителем. Тормозная
система имеет раздельный пневмогидравлический привод. За моторным
отсеком установлена лебёдка.
В аэродромнов варианте устанавливается рация для связи с экипажем
буксируемого самолёта, дополнительное сцепное устройство в передней
части (монтируется на дышле с упругими элементами), дополнительные
фары для освещения буксирных устройств, фонари БАНО-45 на крыше
кабины и грузовой платформе.
В настоящее время производство автомобилей семейства КЗКТ-7428
продолжается. На базе тягача разработана серия шасси повышенной
проходимости: КЗКТ-8003 (6x6), КЗКТ-8005 (8x8), КЗКТ-8014 (10x8).
Модификации автомобиля:
-
КЗКТ-7428 - седельный тягач (базовая модификация). Выпускается с 1990
года.
-
КЗКТ-7428-011 - с двигателем Камминс KTTA19-C650 мощностью 650 л.с.
-
КЗКТ-7428-012 - с двигателем Д-12А-525А мощностью 525 л.с.
-
КЗКТ-7428-014 - трубовоз. Отличается коником, двигателем ЯМЗ-8401.10-07
мощностью 650 л.с. Эксплуатируется с прицепом-роспуском КЗКТ-9003.
-
КЗКТ-74281 - седельный тягач с лебёдкой (тяговое усилие 15 тс). Выпускается
с 1990 года.
-
КЗКТ-74282 - балластный тягач. Отличается металлической бортовой платформой,
наличием лебёдки.
-
КЗКТ-74283 - седельный тягач для буксировки специальных полуприцепов.
Отличается сдвинутым назад на 345 мм седельно-сцепным устройством.
Разработан в 1991 году.
-
КЗКТ-74284 - седельный тягач для буксировки активных полуприцепов массой
до 70 т (опытный). Отличается генераторной установкой за кабиной, сдвинутым
назад селдельно-сцепным устройством.
-
КЗКТ-74286 - гражданский седельный тягач. Отличается дизелем ЯМЗ-240НМ2
(ЯМЗ-240НМ1Б) мощностью 500 л.с., коробкой передач с изменёнными передаточными
числами, водомасляным радиатором и маслозакачивающим насосом в системе
смазки двигателя, доработанным электрооборудованием, отсутствием гидрозамедлителя
и и специального военного оборудования (измерителя мощности дозы,
фильтровентиляционной установки, кронштейнов для оружия и т.д.).
Максимальная скорость снижена до 55 км/ч. Выпускается с 1993 года.
-
КЗКТ-74286-014 - трубовоз.
-
КЗКТ-74287 - седельный тягач для буксировки полуприцепов массой до 90 т.
Отличается изменёнными колёсными редукторами, 2 дополнительными топливными
баками по 420 л, стояночным тормозом с пневмопружинной камерой с дистанционным
управлением, отсутствием гидрозамедлителя и специального военного оборудования.
Максимальная скорость снижена до 45 км/ч. Выпускается с 1995 года.
-
МТП-А4 ("изделие 6965") - машина технической помощи. Отличается лебёдкой,
устройством для транспортировки повреждённых автомобилей (массой до 52 т),
кузовом-фургоном с ремонтными и такелажными комплектами, ёмкостями для
топлива, масла и спецодежды. Разработана на Опытном заводе №38 МО РФ в
1995 году.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
10347
2880
3300 |
База по крайним осям, мм |
6050 |
Колея, мм |
2200 |
Дорожный просвет, мм |
500 |
Радиус поворота, м |
15,5 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
22800
30000 |
Грузоподъёмность, кг |
16000 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
75000
30000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЯМЗ-8401.10-14
12
38880
15
650 |
Число передач |
3x2 |
Колёсная формула |
8x8 |
Размер шин |
18,00-24" |
Запас топлива, л |
900 |
Скорость максимальная, км/ч |
65 |
Запас хода, км |
680 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,1 |
Максимальный преодалеваемый подъём |
14° |
Контрольный расход топлива, л/100 км |
125 |
Литература
- Колеватов А. "Ураганы" из Кургана // Автомобильный моделизм. - 2002. - №2. - С. 2-8.
- Специальный колёсный тягач КЗКТ-7428 и его модификации / Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Курган, 1993.
- Черва Б. Тяжеловозы из Кургана // Военный парад. - 1998. - №10. - С.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника