|
|
КрАЗ-260
Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости
КрАЗ-260 началась в КБ Кременчугского автомобильного завода в 60-х годах
под руководством главного конструктора В.В.Таболина. Он предназначался
для замены автомобиля КрАЗ-255Б. Автомобиль
получил новую цельнометаллическую кабину (от КрАЗ-250) и оперение. Для
улучшения обзора кабина была несколько надвинута на двигатель. Это также
позволило увеличить длину грузовой платформы. Установлен более мощный
двигатель ЯМЗ-238Л с турбонаддувом. Всё это позволило увеличить грузоподхёмность
на 1,5 т. Автомобиль прошёл всесторонние испытания в НИИ-21 в Бронницах.
Внедрение в производство задержалось из-за отсутствия на заводе мощностей
для изготовления цельнометаллических кабин. Первая опытео-промышленная
партия КрАЗ-260 была изготовлена в 1979 году. Серийное производство
началось в 1981 году и велось параллельно с КрАЗ-255Б1.
Автомобиль КрАЗ-260 предназначен для перевозки различных грузов и
личного состава по дорогам всех категорий и бездорожью. На аэродромах
применяется для буксировки ЛА массой до 75 т.
КрАЗ-260 имеет капотную компоновку. Грузовая платформа металлическая
с задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и
тентом. Для увеличения проходимости применены неотключаемый полный привод,
короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования
давления в шинах. Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного
четырёхтактного многотопливного дизеля с турбонаддувом ЯМЗ-238Л (с 1984
года ЯМЗ-238А). Имеется предпусковой подогреватель и устройство "Термостарт",
облегчающее пуск двигателя при низкой температуре. В выпускной системе
отсутствует глушитель - часть энергии отработанных газов поглащает турбина
нагнетателя. Запас топлива размещён в 2 основных и 1 дополнительном
топливных баках. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач ЯМЗ-238Б
4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах кроме заднего хода.
Она выполнена в блоке с двухступенчатым демультипликатором, имеющим
пневмопривод переключения передач. Раздаточная коробка двухступенчатая с
электропневмотическим устройством переключения передач. В неё вмонтирован
межосевой дифференциал. Средний мост проходного типа. Рулевой механизм
(от автомобиля МАЗ-5336) оснащён гидроусилителем. Подвеска рессорная с
гидравлическими телескопическими амортизаторами. Рабочий тормоз барабанного
типа на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Стояночный
тормоз с пружинными энергоаккумуляторами действует на тележку. Имеется
вспомогательный моторный тормоз с пневмоприводом. Под грузовой платформой
установлена лебёдка для самовытаскивания (тяговое усилие 12000 кгс,
длина троса 55 м). Кабина цельнометаллическая, оборудована системами
отопления и вентиляции. Сиденья регулируются по высоте, расстоянию до
руля и углу наклона спинки. На крыше кабины установлена фара-искатель.
В штатную комплектацию входит радиоприёмник.
Серийное производство КрАЗ-260 продолжалось до 1993 года. После
чего на конвейере его сменил более совершенный КрАЗ-6322.
Модификации автомобиля:
-
КрАЗ-260 - базовый. Выпускался с 1981 года.
-
КрАЗ-260А - с дизелем ЯМЗ-238Н. Отличался отсутствием бензоцентробежных
насосов БЦН-1 и дополнительного топливного бака.
-
КрАЗ-260В - седельный тягач. Отличается седельно-сцепным устройством,
укороченной в задней части рамой. Предназначен для работы с полуприцепом
полной массой до 27,5 т (на грунте 23 т).
-
КрАЗ-260Г - удлинённое шасси.
-
КрАЗ-260Д - опытный седельный тягач для активного автопоезда. Изготовлено
2 автомобиля.
-
КрАЗ-260Л - опытный лесовоз. Конструкция аналогична КрАЗ-255Л1.
-
КрАЗ-6437 - серийный лесовоз. Отличается конструкцией ходовой части.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине |
9030
2720
2985 |
База, мм |
4600+1400 |
Колея, мм |
2160 |
Дорожный просвет, мм |
370 |
Радиус поворота, м |
13 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
12775
22000 |
Грузоподъёмность, кг |
9000 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
30000
10000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЯМЗ-238Л
8
14860
16,5
300 |
Число передач |
8x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
1300x530-533 |
Запас топлива, л |
2x165+50 |
Скорость максимальная, км/ч |
80 |
Запас хода, км |
1000 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,2 |
Максимальный преодалеваемый подъём, % |
58 |
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м |
17,2 |
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км |
34 |
Литература
- Таболин В.В. КрАЗ-260 // За рулём. - 1982. - №5. - С. 12-13.
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 95-96.
- Колеватов А. Армейский полноприводый автомобиль КрАЗ-260 // М-Хобби. - 2004. - №10. - С. 28-36.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 74-75.
- Моргун Н. Украинские богатыри // Автомобильный моделизм. - 2003. - №3. - С. 12-15.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
- Шугуров Л.М. Автомобили России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Украины, Эстонии. - Т. 3. - М.: "Илби", 1999. - С. 64-65.
- Энциклопедия грузовых автомобилей. - М.: "За рулём", 2001. - С. 211-212.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|