|
|
КрАЗ-214
Разработка армейского грузового автомобиля повышенной
проходимости ЯАЗ-214 на Ярославском автомобильном заводе началась в
1950 году под руководством главного конструктора В.В.Осепчугова. Автомобиль
получил раму, сваренную из прокатных швеллеров. Раздаточная коробка, и
задняя тележка с межосевым дифференциалом взяты от ЯАЗ-210Г. Раздаточная
коробка была снабжена приставкой с отключаемым приводом на передний ведущий
мост. При этом дифференциал между первым и вторым ведущими мостами отсутствовал.
Такое решение было вызвано желанием сохранить освоенный в производстве
такой сложный узел "раздаточная коробка - межосевой дифференциал". Автомобиль
получился довольно прочным, но за это пришлось заплатить избыточной массой.
Первые опытные образцы с кабиной и колёсами от ЯАЗ-210 были изготовлены
в 1951 году. ЯАЗ-214 прошёл всесторонние испытания и был рекомендован в
производство. Серийное производство организовано в 1957 году.
Автомобиль ЯАЗ(КрАЗ)-214 предназначался для перевозки различных грузов
и личного состава по дорогам всех категорий и бездорожью. Использовался
главным образом для буксировки тяжёлых прицепов. На аэродромах он применялся
для буксировки самолётов. На базе КрАЗ-214 был разработан ряд специализированных
автомобилей для различных родов войск.
КрАЗ-214 имеет капотную компоновку. Грузовая платформа металлическая с
задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и тентом.
Трёхместная кабина имела деревянный каркас с металлической облицовкой.
Силовая установка состояла из двухтактного 6-цилиндрового рядного дизеля
жидкостного охлаждения ЯМЗ-206В. Сцепление однодисковое сухое. Коробка
передач механическая пятиступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая
с межосевым дифференциалом. Передний мост выполнен отключаемым. Подвеска
колёс на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами.
На КрАЗ-214Б передняя подвеска снабжена гидравлическими телескопическими
амортизаторами. Привод тормозов пневматический. Рулевое управление снабжено
пневматическим усилителем.
В 1958 году серийное производство ЯАЗ-214 передано на Кременчугский
автозавод. В 1963 году он был модернизирован и получил обозначение КрАЗ-214Б.
Его производство продолжалось до 1967 года, когда на конвейере его сменил
более совершенный КрАЗ-255Б. В настоящее время
бортовые КрАЗ-214 экспонируются в музеях КрАЗа и Мосавтотранса, несколько
автомобилей с инженерным оборудованием и ракетными установками имеются в
экспозиции Артиллерийского музея в Петербурге.
Модификации автомобиля:
-
ЯАЗ-214 - базовый. В 1957-1959 годах в Ярославле изготовлено 1265 автомобилей.
-
ЯАЗ-214Ш7 - тягач специальный. Отличался коробкой отбора мощности, закрытым
кузовом, специальными агрегатами. Разработан в 1956 году.
-
КрАЗ-214 - вариант Кременчугского автозавода. Отличался отсутствием медведя
на капоте. Выпускался в 1959-1963 годах.
-
КрАЗ-214Б - модернизированный. Отличался электрооборудованием с напряжением
24 В, гидравлическими телескопическими амортизаторами в подвеске передних
колёс. Выпускался в 1963-1967 годах.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине |
8530
2700
2880 |
База, мм |
4600+1400 |
Колея, мм |
2030 |
Дорожный просвет, мм |
380/360 |
Радиус поворота, м |
13 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
12300
19570 |
Грузоподъёмность, кг |
7500 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
50000
10000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЯАЗ-206Б
6
6970
17
205 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
15,00-20" |
Запас топлива, л |
2x225 |
Скорость максимальная, км/ч |
55 |
Запас хода, км |
850 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,0 |
Максимальный преодалеваемый подъём |
30° |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
55 |
Литература
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 93.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 1. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1993. - С. 234-235.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 117.
- Энциклопедия грузовых автомобилей. - М.: "За рулём", 2001. - С. 211.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|