КамАЗ-4310
В 1969 году в Набережных Челнах началось строительство
комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и дизельных
двигателей. Одновременно рядом заводов Министерства автомобильной
промышленности СССР началась разработка семейства перспективных
автомобилей для него. Семейство вкючало в себя и полноприводные
автомобили, предназначенные главным образом для армии. Проектирование
велось в УКЭР ЗиЛа под руководством главного конструктора В.А.Вязмина.
Общее руководство осуществлял А.М.Кригер. Для удешевления производства
и эксплуатации конструкция создавалась унифицированной по многим
узлам и агрегатам с другими грузовиками КамАЗ.
С пуском КамАЗа в 1976 году в серию в первую очередь пошли народохозяйственные
модели. После их освоения настала очередь семейства КамАЗ-4310. Первая
промышленная партия была изготовлена в феврале 1981 года как подарок
XXVI съезду КПСС (5 автомобилей прибыли в Москву к открытию съезда).
Серийное производство началось в 1983 году.
КамАЗ-4310 предназначен для перевозок грузов, людей и буксировки
прицепов по всем видам дорог и бездорожью. На военных аэродромах
может использоваться для буксировки различных ЛА.
КамАЗ-4310 выполнен по компоновочной схеме с кабиной над двигателем.
Для увеличения проходимости применены неотключаемый полный привод,
короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система
регулирования давления в шинах (от 0,7 до 3,0 кгс/см2).
Кабина трёхместная, цельнометаллическая, оборудована автономным
отопителем. Может устанавливаться как обычная кабина, так и удлинённая
со спальным местом. Сиденье водителя подрессоренное, регулируется
по массе водителя, длине, наклону спинки. Для доступа к двигателю
кабина откидывается вперёд гидравлическим подъёмником. Кузов цельнометаллический
с задним открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом.
Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырёхтактного
дизеля КамАЗ-740.10. Сцепление КамАЗ-14, двухдисковое сухое. Коробка
передач КамАЗ-141, 5-ступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и
V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая с межосевым блокируемым
дифференциалом. Главная передача двойная: пара конических шестерён
со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерён.
Передний мост оснащён шарнирами равных угловых скоростей дискового
типа "Тракта". Средний мост проходной. Подвеска рессорная с гидравлическими
телескопическими амортизаторами. Рабочий тормоз барабанный на все
колёса с раздельным пневматическим приводом. Имеется вспомогательный
тормоз - моторный замедлитель с пневматическим приводом. Рулевое
управление снабжено гидроусилителем. В передней части имеется лебёдка
для самовытаскивания с приводом от коробки отбора мощности. Трос
лебёдки может выдаваться вперёд и назад.
Дальнейшим развитием КамАЗ-4310 стало семейство унифицированных
автомобилей высокой проходимости "Мустанг" (КамАЗ-4350, КамАЗ-5350,
КамАЗ-6550).
Модификации автомобиля:
-
КамАЗ-4310 - базовый. Отличался укороченной платформой с тентом, задним
откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпускался
в 1983-1990 годах.
-
КамАЗ-43101 - транспортный (опытный). Отличался грузовой платформой от
КамАЗ-5320 с тремя откидными бортами.
-
КамАЗ-43101 - модернизированный вариант КамАЗ-4310. Отличался двигателем
КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т.
Выпускался в 1989-2000 годах.
-
КамАЗ-431010 - спортивный. Изготовлен для ралли Париж - Даккар. В 1992
году участвовал в марафоне Париж - Москва - Пекин.
-
КамАЗ-43102 - вариант КамАЗ-43101 с кабиной со спальным местом (опытный).
-
КамАЗ-43103 - вариант КамАЗ-4310 с кабиной со спальным местом (опытный).
-
КамАЗ-43105 - гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки
и системы регулирования давления в шинах.
-
КамАЗ-43106 - гражданский транспортный. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20.
Выпускался в 1989-2000 годах.
-
КамАЗ-43114 - модернизированный армейский. Отличается дизелем с
турбонаддувом КамАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года.
-
КамАЗ-43115 - модернизированный транспортный. Отличается двигателем
КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 года.
-
КамАЗ-43118 - транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается
двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 года.
-
КамАЗ-4326 - двухосный грузоподъёмностью 4 т.
-
КамАЗ-4410 - седельный тягач. Предназначен для буксировки специальных
полуприцепов полной массой до 12 т.
-
КамАЗ-44108 - модернизированный седельный тягач.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
7650
2500
2860 |
База, мм |
3340+1320 |
Колея, мм |
2010 |
Дорожный просвет, мм |
365 |
Радиус поворота, м |
11,3 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная |
8715
15200 |
Грузоподъёмность, кг |
5000 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг |
7000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
КамАЗ-740.10
8
10850
17
210 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
1220x400-533 |
Запас топлива, л |
2x125 |
Скорость максимальная, км/ч |
85 |
Запас хода, км |
830 |
Литература
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 98-99.
- Колеватов А. Афганские километры КамАЗа. Полноприводный автомобиль КамАЗ-4310 // Автомобильный моделизм. - 2005. - №3. - С. 4-8.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника