|
|
Ка-32
В начале 70-х годов в ОКБ им. Н.И.Камова
был разработан противолодочный вертолёт Ка-27
и его поисково-спасательная модификация Ка-27ПС. На базе Ка-27ПС ОКБ
было поручено разработать гражданский палубный вертолёт, предназначенный
для ледовой разведки в условиях Арктики. Ведущим конструктором по вертолёту
был назначен Б.Соколов. Общее руководство осуществлял заместитель главного
конструктора М.А.Купфнер. Требования к вертолёту были утверждены руководством
МАП и МГА в 1980 году. Позже было решено делать вертолёт многоцелевым.
На нём предполагалось установить новый пилотажно-навигационный комплекс
с бортовой ЭВМ, обзорную РЛС, мощную противооблединительную систему.
Фюзеляж, силовая установка и несущая система остались без изменений.
Отсутствие военного оборудования позволило разместить на борту дополнительные
топливные баки и увеличить грузоподъёмность. В 1978 году опытный Ка-32
впервые в истории освоения Арктики осуществил проводку атомного ледокола
"Сибирь" с караваном судов в условиях полярной ночи. Серийное производство
организовано на вертолётном заводе в Кумертау. Первый полёт серийного
Ка-32Т состоялся 8 октября 1980 года (лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин).
В 1981 году вертолёт впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам
в Минске на международной конференции по применению гражданской авиации
в народном хозяйстве. В 1985 году Ка-32 демонстрировался на авиасалоне
в Ле-Бурже.
Ка-32 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного
вращения, складывающиеся на стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика,
втулки - из титана. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа.
Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое
оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком
и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся.
Передние опоры самоориентирующиеся. Предусмотрена установка лыж. На Ка-32С
и Ка-32Т устанавливаются надувные баллонеты. Силовая установка состоит
из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117ВК (позже
ТВ3-117ВМА), редуктора ВР-252, ВСУ АИ-9. Топливо размещается в 12 баках
(по 6 на каждый двигатель). Имеется система центализованной заправки с
сигнализацией заправки баков и автоматическим закрытием при перенаддуве
(перезаправке) баков. Грузовая кабина оснащена 16 откидными сиденьями
вдоль бортов. Доступ в грузовую кабину осуществляется через сдвижную
дверь в левом борту размером 1,2x1,2 м. Снаружи возле двери устанавливается
спасательная лебёдка ЛПГ-300 грузоподъёмностью 300 кг. Для крепления
грузов в кабине имеются швартовочные узлы. Система внешней подвески
установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным
устройством.
В 1983-1985 годах на Ка-32 лётчицами Н.Ерёминой и Т.Зуевой было
установлено 7 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта. Вертолёт
широко применяется для обслуживания ледоколов, плавучих платформ и буровых
вышек, монтажа опор ЛЭП, вывозки древесины, тушения пожаров, проведения
горноспасательных работ. В 1986 году Ка-32 принимал участие в ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Производство продолжается. Всего изготовлено более 100 вертолётов
Ка-32 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Испанию (2 вертолёта),
Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею (50), брался в аренду Гермаией,
Грецией, Кипром, Португалией.
Модификации вертолёта:
-
Ка-32А - модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, блистером
на левой двери кабины экипажа, системой централизованной заправки топливных
баков, составом оборудования. Первый полёт в 1990 году. Сертифицирован
в июне 1993 года.
-
Ка-32А1 - пожарный. Оснащён складными
транспортно-спасательными кабинами, складной ёмкостью на 5000 л воды,
гидродинамической пушкой, огнетушителями, аэрозольными гранатами, 2
прожекторами, громкоговорителем.
-
Ка-32А2 - милицейский. Отличается 2 прожекторами
и громкоговорителем. Разработан в 1995 году. Впервые продемонстрирован
на МАКС-95.
-
Ка-32А7 - вертолёт для охраны экономической
зоны. Вооружён ракетами Х-35.
-
Ка-32А11ВС - экспортный для Канады. Сертифицирован в 1998 году в Канаде
и в 2005 году в Мексике. В 2004 году 2 вертолёта поставлены в Испанию.
-
Ка-32А12 - экспортный для Швейцарии. Отличается составом оборудования.
Сертифицирован в 1996 году.
-
Ка-32К - летающий кран. Отличается полувидвижной кабиной оператора, системой
гашения колебаний груза, двухкамерной и двухэкранной телевизионной системой
наблюдения за грузом. Впервые продемонстрирован на аэрокосмическом салоне
в Берлине в 1992 году.
-
Ка-32С - судовой многоцелевой. Отличается аппаратурой инструментальной
ледовой разведки, надувными баллонетами. Используется на ледоколах.
Поставлялся в Южную Корею.
-
Ка-32Т - транспортный. В грузовой кабине оборудовано 16 мест для пассажиров.
Может использоваться в качестве санитарного, аэрофотосъёмочного или для
трелёвки леса. Первый полёт 8 октября 1980 года. Поставлялся в Южную Корею.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117ВК |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2225 |
Диаметр несущих винтов, м |
15,9 |
Габариты, м:
длина со сложенными винтами
ширина
высота |
12,25
3,8
5,4 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
4,52
1,30
1,32 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
5520
11000
12600 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
3700
5000 |
Запас топлива, л |
3450 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
260
230 |
Потолок, м:
статический
динамический |
3500
4300 |
Дальность полёта, км:
с коммерческой нагрузкой 3500 кг
максимальная |
570
800 |
Продолжительность полёта, ч. |
4,5 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 115.
- Касяников В. Вертолёт Ка-32. // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 26-27.
- Кузнецов Г. Вертолёт-труженник. // Крылья Родины. - 2000. - №11. - С. 9-11.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 100-106.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 147-152.
- Якубович Н.В. Охотники за субмаринами. // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 4-5.
https://dveri-nika.ru цены на межкомнатные двери в пензе.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|