|
|
Ка-31
Разработка вертолёта дальнего радиолокационного обнаружения
Ка-27РЛД (позже Ка-31) началась в ОКБ им. Н.И.Камова
в 1985 году на базе транспортно-боевого Ка-29. Толчком
к созданию такого вертолёта послужил англо-аргентинского конфликт в районе
Фолклендских островов, когда из-за отсутствия в составе английских экспедиционных
сил самолетов ДРЛО не были своевременно обнаружены низколетящие ударные самолеты
противника, что привело к потере двух эсминцев. Разработка пилотажно-навигационного
комплекса была поручена Саратовскому КБ приборостроения, а мощной РЛС - Горьковскому
НИИ радиотехники. Были построены 2 прототипа. Первый полёт состоялся в 1987 году.
В 1988-1991 годах прошли государственные испытания Ка-31. Серийное производство
предполагалось организовать на вертолётном заводе в Кумертау.
Ка-29 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения,
складывающиеся на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа.
Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение
с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута
носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, поджимающееся в полёте. Для аварийной
посадки на воду по бортам фюзеляжа установлены надувные баллонеты. Силовая установка
состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117КМ, редуктора
ВР-252, ВСУ ТА-8КА. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель). На
борту установлен радиолокационный комплекс Э-801 "Око" с плоской фазированной антенной
(длина - 5,75 м, площадь - 6 м2, масса - 200 кг, время полного оборота
- 10 с) под фюзеляжем. Антенна РЛС в нерабочем положении прижимается к фюзеляжу.
Функции оператора РЛС выполняет штурман.
Ка-31 предназначен для обнаружения надводных и маловысотных целей, летящих
ниже уровня полёта вертолёта в зоне патрулирования. РЛС, установленная на вертолёте,
обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей типа истребитель на расстоянии
100-150 км и надводных целей до 250-285 км. Пилотажно-навигационное оборудование
вертолёта позволяет выполнять автоматизированный полёт по заранее запрограммированному
маршруту. Имеется система автоматической стабилизации полёта вертолёта и оборотов
несущих винтов на всех режимах полёта. Время патрулирования составляет 2,5 часа.
Полёты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.
Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО
наземных войск.
Всвязи с ликвидацией в составе флота России кораблей проекта 1143 интерес
к Ка-31 со стороны заказчика пропал и в серийное производство он не передавался.
Построенные 2 вертолёта базируются на ТАКР "Адмирал
Кузнецов". В 1999 году подписан контракт о поставках 10 вертолётов ВМС
Индии (для комплектации авианесущего крейсера "Адмирал
Горшков", который тоже предполагается продать Индии).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117В |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2225 |
Диаметр несущих винтов, м |
15,9 |
Габариты, м:
длина с вращающимися винтами
длина со сложенными винтами
ширина
высота на стоянке |
15,9
12,25
3,8
5,5 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная максимальная |
6000
12500 |
Запас топлива, л:
в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках |
3270
4270 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
при патрулировании |
250
220
120 |
Практический потолок, м |
3500 |
Практическая дальность полёта, км |
460 |
Дальность обнаружения цели класса истребитель, км |
100-150 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 333-334.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 111-112.
- Никольский М.В. Самолёты разведки и управления. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 89-91.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 96-99.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 305-308.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|