|
|
Ка-27
Основной корабельный вертолёт Ка-25
к концу 60-х годов уже перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям.
Возникла необходимость к созданию нового корабельного вертолёта. В 1968 году
ОКБ Н.И.Камова приступоло к разработке вертолёта Ка-252.
По Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968 года началась разработка
поисково-прицельной системы для Ка-252. 15 мая 1970 года командующий ВМФ адмирал
флота Советского Союза С.Г.Горшков при личной встрече одобрил предложения Камова
по новому вертолёту. 28 октября 1971 года ВМФ утвердил тактико-технические
требования. Важнейшими требованиями было обеспечение базирования на тех же
кораблях, что и Ка-25, и выполнение гидроакустического поиска подводных лодок
на удалении до 200 км в течение 1 ч. 25 мин. 3 апреля 1972 года вышло Постановление
ЦК КПСС и СМ СССР №231-86, официально поручавшее ОКБ разработку Ка-252.
27 августа 1973 года был утверждён полноразмерный макет. К этому времени
на Ухтомском вертолётном заводе был построен первый прототип. 8 августа
лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин впервые оторвал его от земли. 24 декабря 1973
года состоялся первый полёт по кругу (лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов). После
смерти Камова дальнейшую разработку возглавил С.В.Михеев. Разработка радиоэлектронного
оборудования велась под руководством И.А.Эрлиха. В январе 1974 года начались
совместные испытания (МАП и ВВС), которые продолжались до октября 1977 года.
Испытания прервались несколько раз для устранения недостатков. После лётно-конструкторских
испытаний были проведены лётно-морские (109 взлётов и посадок на палубы кораблей).
Серийное производство началось в декабре 1977 года на вертолётном заводе в
Кумертау. 14 апреля 1981 года вертолёт принят на вооружение под обозначением Ка-27.
Ка-27 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения,
складывающиеся на стоянке. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного
типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое
оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком
и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Для
аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа установлены надувные баллонеты.
Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117КМ,
редуктора ВР-252, ВСУ АИ-9. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель).
В бомбоотсеке могут устанавливаться 2 дополнительных бака. В состав противолодочного
оборудования (на Ка-27ПЛ) входят поисково-прицельная система "Осьминог",
приёмно-индикаторного устройства А-100 "Пахра", опускаемая гидроакустическая
станция ВГС-3, магнитометра АПМ-73В, 36 сбрасываемых буёв типов РГБ-Н и РГБ-НМ
(РГБ-НМ1). В ударном варианте подвешиваются торпеды АТ-1М,
ВТТ-1, УМГТ-1, АПР-2 или 8 бомб ПЛАБ-250-120.
Ка-27ПЛ предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных
лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска,
удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём
и ночью в простух и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение
тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с
кораблями во всех географических широтах.
Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение
ТАКР "Минск". В 1979 году в составе Северного флота на
аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов, оснащённый
Ка-27. Вертолёт был быстро освоен лётчиками, ранее летавшими на Ка-25. Позже
вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143. В настоящее время
Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР "Адмирал Кузнецов".
По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы и большие противолодочные
корабли (пр.1155), по два - ракетные крейсера (пр.1144). Поставлялся на экспорт
в Индию, Китай, Сирию, Югославию.
Модификации вертолёта:
-
Ка-252 - прототип. Отличался носовой частью от Ка-25. Первый полёт 24 декабря
1973 года.
-
Ка-27ПЛ - противолодочный вертолёт (базовая модификация). Изготовлено более 100
вертолётов.
-
Ка-27ПС - поисково-спасательный. Отличается специальным поисковым и спасательным
оборудованием (несколько видов комплектации).
-
Ка-28 - экспортный противолодочный. Отличался двигателями ТВ3-117ВК, составом
оборудования, увеличенным запасом топлива. Производство началось в июне 1986 года.
Изготовлено 30 вертолётов. Поставлялся в Индию, Китай, Сирию, Югославию.
-
Ка-29 (Ка-252ТБ) - транспортно-боевой. Отличается конструкцией
носовой части фюзеляжа, двигателями ТВ3-117В. Разработан в начале 80-х годов.
-
Ка-31 (Ка-27РЛД) - вертолёт ДРЛО. Отличается локатором
Э-801 "Око" с вращаюшейся антенной под фюзеляжем, поджимающимся в полёте шасси.
Изготовлено 2 вертолёта.
-
Ка-32 - гражданский многоцелевой вертолёт. Отличается
составом оборудования. Может нести на внешней подвеске до 5 т груза.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117КМ |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2225 |
Диаметр несущих винтов, м |
15,9 |
Габариты, м:
длина со сложенными винтами
ширина
высота |
12,25
3,8
5,4 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
6100
10600
11500 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
3000
2000 |
Запас топлива, л:
в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках |
3270
4270 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
291
250 |
Потолок, м:
статический
динамический |
3500
4300 |
Перегоночная дальность полёта, км |
1000 |
Тактический радиус действия, км |
200 |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Артемьев А. Корабельный вертолёт Ка-27 // Авиация. - 1999. - №3. - С. 44-59.
- Артемьев А. Морские вертолёты // Техника и вооружение. - 2001. - №8. - С. 30-31.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 323-329.
- Ка-27 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 56.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 106-107.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 96-99.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 323-328.
- Якубович Н.В. Охотники за субмаринами // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 4-5.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|