Ка-115
Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-115 в
АООТ "Камов" началась в начале 90-х годов в
соответствии с "Государственной программой развития гражданской
авиационной техники России до 2000 года". Предполагалось, что новый
вертолёт придёт на смену находящимся в эксплуатации лёгким вертолётам
Ка-26 и Ми-2.
Для Ка-115 была разработана двухвинтовая соосная несущая система по
конструкции аналогичная использованной на Ка-50.
В конструкции планёра широко использованы композиционные материалы. В
качестве силовой установки было решено применить серийный ГТД, производимый
на совместном российско-канадском предприятии Прэтт-Уитни-Климов в С.-Петербурге.
Для оптимизации технологических, эксплуатационных и эргономических
характернистик был построен натурный макет. В аэродинамической трубе
ЦАГИ были проведены продувки моделей вертолёта с целью оптимизации
аэродинамической компоновки и лабораторные испытания воздухозаборников
с пылезащитным устройством. Большой объём работ был проведён по обеспечению
выживаемости экипажа и пассажиров при аварийной посадке. Макет вертолёта
был впервые показан публике на выставке МАКС-95 в Жуковском. Серийное
производство предполагается на Северном заводе в С.-Петербурге.
Ка-115 построен по соосной схеме. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию
с обшивкой из композиционный материалов. Несущие винты трёхлопастные,
противоположного вращения, с бесшарнирным креплением лопастей. Лопасти
полностью изготовлены из КМ. Втулки винтов имеют многослойные пластинчатые
торсионы. На хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор с 2
концевыми вертикальными шайбами. Вертикальное оперение стреловидное. Шасси
лыжное с амортизаторами повышенной энергоёмкости. Силовая установка состоит
из ТВД Прэтт-Уитни/Климов PW/K-206D. Воздухозаборники двигателя оборудованы
пылезащитным устройством инерционного действия в модульном исполнении. Отсек
силовой установки оборудован системой пожаротушения. Кабина расположена в
передней части фюзеляжа и имеет большую площадь остекления. За кабиной
расположен грузовой отсек объёмом 1,2 м3. Для доступа в кабину
с каждой стороны имеется по две двери, одна из которых сдвижная. Доступ в
грузовой отсек может осуществляться из кабины или снаружи через боковые и
задний люки.
Вертолёт Ка-115 может применяться в качестве пассажирского (4 пассажира),
грузопассажирского (700 кг груза или 4-5 пассажиров на легкосъёмных сиденьях),
санитарного (1 больной на носилках с сопровождающим), патрульного (3-4 десантника
со спецснаряжением, оборудуется системой ускоренного спуска), поисково-спасательного
(оборудуется лебёдкой).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
PW/K-206D |
Взлётная мощность, э.л.с. |
650 |
Диаметр несущих винтов, м |
9,5 |
Габариты, м:
длина фюзеляжа
ширина
высота |
9,2
2,0
3,6 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
-
1850 |
Число пассажиров, чел. |
4-5 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
700
900 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
250
230 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
11,5 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
2350
3100
5200 |
Дальность полёта, км:
максимальная
перегоночная с ПТБ |
780
1200 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Винтокрылая "Москвичка". // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 54.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 115-116.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 159-162.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника