|
|
Ил-76МФ
Разработка транспортного самолёта Ил-76МФ/ТФ началась в
ОКБ им. С.В.Ильюшина в конце 80-х годов. Проектирование
возглавил главный конструктор Р.П.Папковский. Чтобы полнее использовать
грузоподъёмность самолёта было решено увеличить длину фюзеляжа. Увеличенная
масса требовала и повышение мощности силовой установки. Первоначально
предполагалось применение ТРДД НК-86 конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова, но они
не обеспечивали необходимого прироста тяги. Позже прорабатывался вариант с
новым двигателем тягой 14000 кгс, разрабатывавшемся в Рыбинске, но он так и
не был завершён. В начале 90-х годов появился двигатель ПС-90
конструкции П.А.Соловьёва, дефорсированный (для увеличения ресурса) вариант
которого и было решено использовать. Изготовление первого прототипа Ил-76МФ
началось на ТАПО им. В.П.Чкалова в начале 1994 года. Весной 1995 года прототип
выкатили из цеха. 1 августа 1995 года экипаж лётчика-испытателя А.Н.Кнышова
впервые поднялся его в воздух. Через несколько дней прототип совершил перелёт
в Жуковский, где начались его лётные испытания. В испытаниях принимал участие
инженерный и лётный состав 929 ГЛИЦ МО. Серийное производство сначала
предполагалось развернуть в Воронеже, потом в Ульяновске на заводе "Авиастар-СП".
Фюзеляж самолёта удлинён на 6,6 м (две вставки по 3,3 м перед и за крылом).
За счёт этого значительно увеличен объём грузовой кабины (с 326 до 400 м3).
Силовая установка состоит из 4 двигателей ПС-90А-76,
имеющих большую по сравнению с Д-30КУ тягу и увеличенную
на 12-15% топливную экономичность. Дальность полёта возросла на 15-20%.
Уровень шума и вредных выбросов снизился и теперь вписывается в нормы ИКАО.
По желанию заказчика могут быть установлены двигатели CFM-56. Вспомогательная
силовая установка ТА-6 земенена на ВКТД-43 (применяется на Ту-204).
В грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая
перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров.
Вместо пилотажно-навигационного прицельного комплекса ПНПК К-II-76 установлен
ПНПК К-III-76. Установка современного радио-электронного оборудования позволила
сократить численность экипажа (отсутствует бортрадист). Оборонительное вооружение
отсутствует. Самолёт переведён на эксплуатацию по техническому состоянию
без капитального ремонта.
По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД.
Появилась возможность перевозки длинномерных (до 31 м) грузов. Снижен уровень
прямых эксплуатационных расходов.
На конец 2004 года в лётном состоянии имеется 2 самолёта. Ещё 8 - на
Ташкентском авиазаводе в разной степени готовности.
Модификации самолёта:
-
Ил-76МФ - военно-транспортный самолёт. Первый полёт 1 августа 1995 года.
-
Ил-76ТФ - гражданский транспортный самолёт. Отличается отсутствием
специального военного оборудования.
-
Ил-76ТФ-100 - гражданский транспортный самолёт с двигателями CFM56-5C4
(проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ПС-90А-76 |
Взлётная тяга, кгс |
4х16000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,5
53,194
14,42 |
Площадь крыла, м2 |
300 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
31,14
3,45
3,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная |
101
210 |
Запас топлива, т |
90 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
52 |
Скорость, км/ч
максимальная
крейсерская
посадочная |
850
750-780
210 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
с грузом 40 т
с грузом 20 т |
4200
5800
8500 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1600
1000 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Берне Л.П. Ильюшинцы показали в Ле Бурже... 3 грузовика // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 30-32.
- Берне Л.П., Черников Е. Новый грузовой "Ил" // Крылья Родины. - 1995. - №4. - С. 24-26.
- Ил-76ТФ // Вестник авиации и космонавтики, 1998. - Вып. март-июнь. - С. 42-43.
- Оперативно-стратегический военно-транспортный самолёт Ил-76МФ // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 42-43.
- Пакилев Г. Ил-76 - "рабочая лошадка" ВТА // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 5-6.
- Перспективный "Ил": О грузовом самолёте Ил-76ТФ // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 24.
- Таликов Н. Самолёт Ил-76 и его транспортные модификации // Авиация и космонавтика. - 2003. - №4. - С. 9.
- Цветков С. Ил-76МФ // Мир авиации. - 1995. - №1. - С. 50-51.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 325-328.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|