ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ил-38

Ил-38

Появление у США и их союзников подводных лодок с баллистическими ракетами на борту потребовало создания средств обнаружения и борьбы с ними. Первые тактико-технические требования на противолодочный самолёт на базе Ил-18 были разработаны в ВВС и переданы в ОКБ-240 С.В.Ильюшина ещё в 1957 году (НИР "Мозжевельник"), но в то время ещё не существовало специального оборудования. 11 декабря 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1335-594, поручавшее ССКНИИ-131 разработку бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения подводных лодок "Беркут". Ответственным конструктором был назначен В.С.Шумейко (позже его сменил А.М.Громов).

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №640-261 от 18 июня 1960 года поручало ОКБ-240 разработку противолодочного самолёта на базе Ил-18В. Эскизное проектирование (тема "Тунец") велось под непосредственным руководством С.В.Ильюшина. Ответственным за Ил-38 был назначен заместитель генерального конструктора Я.А.Кутепов. В апреле 1961 года началось изготовление первого прототипа. 27 сентября лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его в небо. Но макетная комиссии по самолёты с системой "Беркут" завершила свою работу только в июне 1962 года. В марте 1963 года на прототип было установлено оборудование ППС "Беркут" (первоначально без ЦВМ), после чего начались его испытания и доводка. Отлработка отдельных блоков производилась при помощи летающей лаборатории на базе Ил-18. В июне-декабре 1965 года в Феодосии прошли государственные испытания самолёта. В 1967 году началось его серийное производство на Московском авиазаводе №30 "Знамя труда".

Ил-38 предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, выполнения воздушной разведки и постановки морских мин. Оснащён поисково-прицельным комплексом "Беркут-38". Для автоматизации решения навигационных и тактических задач служит электронно-вычислительная машина ЦВМ-264. При поиске подводных лодок используются сбрасываемые радиогидроакустические буи (РГБ-1, РГБ-2, РГБ-3) и ориентирно-сигнальные бомбы (ОМАБ-25-12Д), авиационный поисковый магнетометр (АПМ-60 или АПМ-73) и бортовая РЛС. Для уничтоженя лодок применяются торпеды (специально для Ил-38 разработана торпеда АТ-2), противолодочные бомбы и мины. В поисковом варианте самолёт может брать на борт до 216 буёв РГБ-1, в поисковоударном - 144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3 и 2 торпеды.

Конструкция самолёта, в основном, аналогична базовому Ил-18. Крыло сдвинуто вперёд на 3 м, шасси усилено. Силовая установка состоит из 4 ТВД АИ-20М (на самолётах ранних серий АИ-20) с воздушными винтами АВ-64 диаметром 4,5 м. Для запуска двигателей в хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная установка ТГ-16. В передней части фюзеляжа размещена герметичная кабина экипажа объёмом 28 м3 с двумя люками и шахтой (нижний люк и шахта служат для входа в кабину, верхний - для аварийного покидания самолёта при посадке на воду). Кабина разделена на две части. В передней части располагается лётный экипаж. В задней оборудованы рабочие места штурмана-оператора РЛС и оператора самолётного приёмно-индикаторного устройства. Здесь же находятся откидная койка, буфет, стол, санузел. В негерметичной части находится оборудование и два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок. Под гермокабиной установлена антенна РЛС, а в центроплане - дополнительный топливный бак. Фюзеляж заканчивается хвостовой балкой из немагнитных материалов длиной 5,6 м, в которой размещается магнетометр. Система кондиционирования доработана с целью обеспечения тепловой защиты оборудования в полёте при открытых грузовых люках, вентилёции морский спасательных костюмов экипажа, поддержания микроклимата для работы ЦВМ. В состав аварийного оборудования входит надувной плот ПСН-6.

17 января 1969 года Ил-38 был принят на вооружение ВМФ. Первым его получил Северный флот (в марте 1968 года был сформирован 24 оплап). В 1970 году самолёт освоили экипажи Тихоокеанского флота (77 оплап), в 1973 - Балтийского (145 оплаэ). Впервые самолёт был применён во время крупных учений ВМФ "Океан" в 1970 году.

Высокие дальность и продолжительность полёта, простота и удобство пилотирования, в том числе и на предельно малых высотах, автоматизация процессов управления и решения специальных задач с применением широкого спектра средств поиска и поражения подводных лодок вывели его на первое место в системе противолодочной борьбы среди всех сил флотов. Самолёты участвуют практически во всех мероприятиях оперативно-тактической подготовки (а не только в противолодочных учениях), ведут воздушную разведку. При выполнении поставленных задач самолёты базировались на аэродромах Египта, Йемена, Ливии, Сомали, Эфиопии.

Серийное производство продолжалось до февраля 1972 года. Всего изготовлено 65 самолётов. В 1977 году 5 самолётов приобрела Индия. До сегодняшнего дня Ил-38 остаётся самым надёжным самолётом морской авиации России (за всё время эксплуатации была 1 катастрофа и 1 авария, причём не из-за отказа техники). Он остаётся на вооружении ВМФ России (КСФ, КТОФ, ЦБП морской авиации в Острове) и замены ему в ближайшее время не предвидится.

Модификации самолёта:

  • Ил-38 - серийный противолодочный самолёт. Первый полёт 27 июня 1961 года. В 1967-1972 годах изготовлено 65 самолётов.
  • Ил-38 - экспортный для Индии. Отличался панелью географических координат, рассчитанной на Южное полушарие, надписями на английском языке, отсутствием буёв РГБ-3. Переоборудовано 5 самолётов.
  • Ил-38М - модернизированный с системой дозаправки топливом в воздухе. Отличался ППС "Коршун", магнетометром "Бор-1С" (АПМ-73С). Разрабатывался с апреля 1969 года.
  • Ил-38Н - модернизированный. Отличается патрульной системой "Новелла". Разработан в 2002 году.
  • Ил-38СД - экспортный вариант Ил-38Н. Отличается патрульной системой "Си Дрэгон" (экспортный вариант "Новеллы"). Разработан в 2002 году. С 2003 года поставляется в Индию.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20М
Взлётная мощность, э.л.с. 2х4250
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

37,42
40,075
10,16
Площадь крыла, м2 140
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

34,03
63,5
66
52
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

5370
8000
Запас топлива, л 35135
Скорость, км/ч:

крейсерская
максимаольная
минимальная

650
690
330
Дальность полёта, км 7100
Радиус действия, км 2000
Практический потолок, м 10000
Длина разбега, м

пробега, м

1700
1070
Экипаж, чел.

лётный
радиотехнический

5
2

Литература

  1. Артемьев А.М. "Ильюшин" против подводной угрозы // Авиация и космонавтика. - 1999. - №7. - С. 9-22.
  2. Артемьев А.М. Противолодочный самолёт Ил-38 // Авиаколлекция. - 2008. - №11.
  3. Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 101-173.
  4. Артемьев А.М. "Тунец" выходит на охоту: О противолодочном самолёте Ил-38. // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 1-7.
  5. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 45-49.
  6. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Поппури", 1999. - С. 150-152.
  7. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  8. Цветков С. Смена репертуара // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
  9. Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
  10. Шахнович А. Охотник за субмаринами: Противолодочный самолёт Ил-38. // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 9-10.
  11. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 117-120.
  12. Якубович Н.В. Феномен Ил-18 // Крылья Родины. - 1998. - №1. - С. 10-11.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100