|
|
Ил-28
Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась
в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947
году в инициативном порядке (постановление правительства появилось
только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен
В.Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году
был изготовлен прототип с 2 ТРД "Нин-1". С целью удаления двигателей
от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов
(как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся
в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря
1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае
1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было
предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных
двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было
принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же
году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64
в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39
в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью
участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза
подполковник А.А.Анпилов).
Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным
крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из
скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический,
типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка
состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных
кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла
командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал
самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое.
Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри
фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с
помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом).
Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки
Ил-К6 с 2 пушками НР-23
(боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались
неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега
(до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15
тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях
самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28
оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953
года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над
Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).
В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации
западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ
(позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось
на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое
применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа
в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий
кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене
(1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970),
война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский
конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане
(1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28)
была сброшена первая китайская атомная бомба.
В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения
Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной
авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации
КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить
все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой
авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий
стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка,
вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались
Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом
военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации
до второй половины 80-х годов.
Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения
и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955
годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По
лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт
во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит
на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии,
Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши,
Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.
Модификации самолёта:
- Ил-28 - базовый.
-
Ил-28ЗА - зондировщик атмосферы. Оснащался оборудованием для исследования
верхних слоёв атмосферы. Изготовлено несколько самолётов.
-
Ил-28ЛЛ - летающая лаборатория.
-
Ил-28М - радиоуправляемая мишень.
-
Ил-28П (Ил-20) - почтовый. Отличался отсутствием вооружения. Эксплуатировался
в Аэрофлоте с 1954 года. На этом самолёте также тренировались экипажи для Ту-104.
-
Ил-28ПЛ - противолодочный. Мог нести противолодочную торпеду АТ-1.
Переоборудованы самолёты 769 мтап ДКБФ.
-
Ил-28Р - разведчик для оператитвной и тактической разведки. Первый полёт
19 апреля 1950 года. В 1950-1853 годах выпускался на заводе №30, с 1953
- на заводе №39 в Иркутске. С 1952 года выпускался с двигателями ВК-5.
-
Ил-28С - бомбардировщик со стреловидным крылом (проект). Отличался двигателями
ВК-5. Разрабатывался в 1950 году.
-
Ил-28Т - торпедоносец. Отличался бомбоотсеком увеличенной длины (6430 вместо
4270 мм) и ПТБ на концах крыльев. Вооружался торпедами и минами. Разработан
в 1951 году. Первый полёт состоялся 8 января 1951 года.
-
Ил-28У - учебный. Вместо кабины штурмана установлена кабина учлёта. Разработан
в 1949 году. Первый полёт состоялся 18 марта 1950 года. Выпускался на Московском
авиозаводе №30.
-
Ил-28Ш - штурмовик. Отличался наличием 12 точек подвески вооружения под
крылом. Разработка началась в октябре 1967 года. В 70-е годы ремонтными
заводами часть сохранившихся Ил-28 переоборудована в штурмовики.
-
B-228 - чешский вариант Ил-28.
-
H-5 - китайский вариант Ил-28. Первый полёт 25 сентября 1966 года.
-
HJ-5 - китайский вариант Ил-28У. Первый полёт 12 декабря 1970 года.
-
HZ-5 - китайский вариант Ил-28Р.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ВК-1А |
Взлётная тяга, кгс |
2х2700 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
21,45
17,65
6,7 |
Площадь крыла, м2 |
60,8 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
12,89
18,4
23,2 |
Запас топлива, л |
7908 |
Масса бомбовой нагрузки, т |
3000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 45000 м
крейсерская |
786
906
700 |
Скороподъёмность, м/с |
15 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
2400 |
Практический потолок, м |
12500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
875-965
920 |
Экипаж, чел. |
3 |
Пушечное вооружение |
4хНР-23
|
Литература
- Евстратов И. Один из лучших в мире // Моделист-конструктор. - 2000. - №7. - С. 36-40.
- Егоров Ю.А. Ил-28 // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 27-29.
- Егоров Ю.А. Удачный самолёт, которому не везло // Авиация и Время. - 1997. - №1. - С. 4-20.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 82-100.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 5-10.
- Колесников П. "Фронтовик" // Техника - молодёжи. - 1984. - №6. - С. 24-25.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 17-18.
- Сергеев Ю. Классик фронтовой авиации // Крылья Родины. - 1999. - №4. - С. 10-14.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 381-385.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|