ГАЗ-63
Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости
ГАЗ-62 на Горьковском автомобильном заводе началась в апреле 1938 года
под руководством В.А.Грачёва. По многим узлам он был унифицирован с
перспективным грузовиком ГАЗ-51, разработка которого шла параллельно,
т.к. с самого начала предполагалось массовое производство (десятки
тысяч в год). Первые опытные образцы ГАЗ-62 были построены в марте
1939 и декабре 1940 годах. Они успешно прошли испытания, но начавшаяся
война прервала работы над перспективным автомобилем. Они возобновились
только в феврале 1943 года.
Бригаду конструкторов возглавил П.И.Музюкин. В ноябре 1943 года
был изготовлен прототип с кабиной и оперением от "Студебеккера",
получивший обозначение ГАЗ-63. Особенностью автомобиля стала односкатная
ошиновка задних колёс, колея которых стала одинаковой с передними. Коробка
передач ГАЗ-51 была дополнена раздаточной коробкой с демультипликатором.
Демультипликатор имел помимо понижающей и прямую передачу, позволявшую
снизить механические потери в трансмиссии и расход топлива. Привод
передних колёс сделали отключаемым, причём блокирующий механизм не
позволял включить понижающую передачу при отключенном переднем приводе.
Размещение раздаточной коробки было выбрано с таким расчётом, чтобы
карданные валы к переднему и заднему мосту имели одинаковую длину.
В 1945 году была изготовлена "нулевая" серия для проведения всестронних
испытаний. После запуска в серию ГАЗ-51 конструкция ГАЗ-63 была уточнена.
Унификация обоих моделей составила 80%. Серийное производство началось
31 сентября 1948 года. В 1949 году группа создателей автомобиля была
удостоена Сталинской премии.
Автомобиль ГАЗ-63 предназначался для перевозок грузов и людей по
всем видам дорог и по бездорожью. На аэродромах мог применяться для
буксировки сравнительно небольших ЛА.
Конструкция ГАЗ-63 рамная. Для увеличения проходимости применены
полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка.
Кузов - деревянная платформа с высокими решетчатыми бортами и открывающимся
задним бортом. Оснащён откидными скамейками вдоль бортов. Предусмотрена
установка тента на 4 дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая
(на автомобилях выпуска до 1950 года деревометаллическая). Часть
кабин имела люк в крыше. С 1952 года кабина оснащалась отопителем.
В качестве силовой установки прменён карбюраторный четырёхтактный
6-цилиндровый рядный нижнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения
ГАЗ-51. Двигатель оснащён предпусковым подогревателем. Сцепление
однодисковое сухое. Коробка передач четырёхступенчатая. Раздаточная
коробка двухступенчатая. Главная передача одинарная: пара конических
шестерён со спиральными зубъями. Передний мост оснащён шариковыми
шарнирами равных угловых скоростей "Бендикс-Вейсс". Подвеска всех
колёс зависимая рессорная. Передняя подвеска снабжена гидравлическими
телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Рабочий тормоз
барабанный на все колёса с гидравлическим приводом. На ГАЗ-63А впереди
устанавливалась лебёдка для самовытаскивания с тяговым усилием 4500
кгс. Привод лебёдки осуществлялся от двигателя через коробку отбора
мощности.
Серийное производство продолжалось до лета 1968 года. Всего изготовлено
474464 автомобилей всех модификаций. Поставлялся на экспорт в социалистические
страны, а также в Финляндию, страны Азии, Африки, Ближнего Востока.
На базе ГАЗ-63 выпускались бронетранспортёр ГАЗ-40 (БТР-40), боевая
машина реактивной артиллерии БМ-14-17 (8У35), аппаратные связи, цистерны,
автобусы, пожарные и другие специализированные автомобили.
Модификации автомобиля:
-
ГАЗ-63 - базовый.
-
ГАЗ-63А - с лебёдкой. Снаряженная масса увеличена до 3520 кг.
-
ГАЗ-63АУ - экспортный вариант ГАЗ-63А.
-
ГАЗ-63АЭ - с лебёдкой и экранированным электрооборудованием.
-
ГАЗ-63АЮ - экспортный тропический с лебёдкой.
-
ГАЗ-63Д - седельный тягач для работы с самосвальным полуприцепом ГАЗ-707.
Отличался наличием коробки отбора мощности с выводом для самосвального
механизма полуприцепа, двускатными задними колёсами. Выпускался в 1959-1968
годах.
-
ГАЗ-63Е - шасси для автобусов.
-
ГАЗ-63ЕУ - экспортное шасси.
-
ГАЗ-63ЕЮ - экспортное тропическое шасси.
-
ГАЗ-63П - седельный тягач. Отличался двускатными задними колёсами, 2 бензобаками
по 195 л. Выпускался в 1958-1968 годах.
-
ГАЗ-63ПУ - экспортный седельный тягач.
-
ГАЗ-63У - экспортный вариант ГАЗ-63.
-
ГАЗ-63Э - с экранированным электрооборудованием.
-
ГАЗ-63ЭУ - экспортный вариант ГАЗ-63Э.
-
ГАЗ-63ЭЮ - экспортный тропический с экранированным электрооборудованием.
-
ГАЗ-63Ю - экспортный тропический.
-
ГАЗ-33 - трёхосный (опытный). Изготовлен в 1946 году.
-
ГАЗ-68 (КСП-76) - самоходное 76-мм орудие (опытное). Изготовлено весной
1944 года.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом |
5525
2200
2445
2810 |
База, мм |
3300 |
Колея, мм |
1588/1600 |
Дорожный просвет, мм |
270 |
Радиус поворота, м |
8,7 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
3280
5350 |
Грузоподъёмность, кг:
по шоссе
по грунту |
2000
1500 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг |
2000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ГАЗ-51
6
3485
6,2
70 |
Число передач |
3x2 |
Колёсная формула |
4x4 |
Размер шин |
10,00-18" |
Запас топлива, л |
95+105 |
Скорость максимальная, км/ч |
65 |
Запас хода, км |
675 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
0,8 |
Максимальный преодалеваемый подъём |
28° |
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км |
25 |
Литература
- ГАЗ-63 // За рулём. - 1982. - №6. - 4 с. обл.
- ГАЗ-63А // За рулём. - 1981. - №10. - 4 с. обл.
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 77-78.
- Евстратов И. Созданный для бездорожья // Моделист-конструктор. - 2004. - №12. - С 34-38.
- Колеватов А. Шшестьдесят третий // Автомобильный моделизм. - 2004. - №1. - С. 6-11.
- Краткий автомобильный справочник. - М.: Автотрансиздат, 1958. - С.
- Новиков А. ГАЗ-63 // Автотрак. - 2002. - №1. - С.
- Соколов М. Неизвестный "шестьдесят третий" // Автомобильный моделизм. - 2005. - №4. - С. 19-22.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 1. - М.: "ИЛБИ", "Прострэкс", 1993. - С. 229.
- Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. - М.: ДОСААФ, 1980. - С. .
- Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. - М.: "За рулём", 2001. - С. 87.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника