БелАЗ-74211
Аэродромный тягач БелАЗ-7421 разработан на Белорусском
автомобильном заводе в 1978 году. Для полного использования массы
автомобиля в качестве сцепной он выполнен полноприводным.
Предназначен для буксировки самолётов на аэродромах с твёрдым
покрытием. Может эксплуатироваться при температуре воздуха от -40
до +40°C и относительной влажности 80% при 20°C. Сравнительно малые
габаритные размеры и небольшой радиус поворота обеспечивают тягачу
хорошую маневренность и свободное передвижение на аэродроме вблизи
воздушного судна.
БелАЗ-7421 имеет постоянный привод на все колёса. Он имеет 3
кабины. Передняя левая и задняя одноместные, оборудованы постами
управления; правая передняя - двухместная. Рама автомобиля состоит
из двух коробчатых лонжеронов переменного сечения, соединённых 5
поперечинами и 2 поперечными накладками, на которых установлены
передний и задний буферы. В буферах размещены буксирные устройства
для присоединения штатных водил самолёта. В средней части рамы
крепятся 2 цилиндра механизма поворота. Над ними установлены ящики
аккумуляторных батарей. Для приданию тягачу больших инерционных
качеств снизу к раме шарнирно подвешен балласт. В зимнее время
предусмотрена установка верхнего балласта (5 листовых пакетов общей
массой 11 т).
В качестве силовой установки применён 12-цилиндровый V-образный
четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения с 4 клапанами на цилиндр
Д-12А-525А. Двигатель установлен на раме на 3 опорах. Для работы
в зимнее время имеется электроподогрев. Пуск двигателя осуществляется
от электростартера. Имеется резервная система пуска от сжатого
воздуха. Передача крутящего момента от двигателя к колёсам осуществляется
при помощи гидромеханической передачи. Она представляет собой
единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора,
гидромеханической трёхступенчатой коробки передач и узлов гидравлической
системы. Гидромеханическая передача установлена на раме на резиновых
амортизаторах и приводится во вращение при помощи карданных валов
через понижающую передачу. Все узлы смонтированы общем разъёмном
корпусе. Согласующая передача нужна для приведения в соответствие
характеристик двигателя и гидротрансформатора. От неё же осуществляется
привод насосов гидросистемы рулевого управления, вентилей гидромеханической
передачи и компрессора тормозной системы. Привод переключения
ступеней коробки передач электрогидравлический. Карданная передача
состоит из 4 карданных валов и промежуточной опоры.
Подвеска состоит из 4 пневматических цилиндров и направляющего
устройства, представляющего собой систему штанг, рычагов и шарниров.
Оба моста имеют одинаковую конструкцию и состоят из главной передачи
(конические шестерни) с дифференциалом и колёсных планетарных
редукторов. Рулевое устройство гидравлическое. Поворот осуществляется
за счёт одновременного поворота мостов на одинаковый угол (до 11°).
Рабочая тормозная система барабанного типа на всех колёсах с
раздельным пневмоприводом. Стояночный тормоз барабанный, действует
на главную передачу. Электрооборудование постоянного тока с
напряжением 24 В. Имеется сигнализация открытых дверей. На заднем
буфере установлен огнетушитель ОУБ-3.
Модификации автомобиля:
-
БелАЗ-7421 - базовый. Предназначен для буксировки самолёта полной
массой до 200 т.
-
БелАЗ-74211 - тягач для буксировки самолёта полной массой до 210 т.
Отличается дизелем с турбонаддувом ЯМЗ-8424 (ТМЗ-8424) мощностью 425
л.с. Разработан в 1988 году.
-
БелАЗ-74212 - тягач для буксировки самолёта полной массой до 260 т.
Собственная масса увеличена до 45 т.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
7560
3300
2300 |
База, мм |
2500 |
Колея, мм |
2560 |
Дорожный просвет, мм |
170 |
Радиус поворота, м |
10 |
Полная масса, кг |
36980 |
Максимальная масса буксируемого самолёта, т |
200 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
Д-12А-525А
12
38880
15
525 |
Число передач |
3 |
Колёсная формула |
4x4 |
Размер шин |
18,00-25" |
Запас топлива, л |
360 |
Скорость, км/ч:
транспортная
буксировки
заднего хода |
30
15
8 |
Тормозной путь при скорости 30 км/ч, м |
12 |
Путь свободного качения со скорости 25 км/ч, м, не менее |
137 |
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км |
120 |
Запас хода, км |
300 |
Литература
- Авиационная наземная техника / В.Е.Канарчук, Г.Н.Гелетуха, В.В.Запорожец и др.; Под ред. В.Е.Канарчука. - М.: "Транспорт", 1989. - С. 59-76.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника