ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Бе-12ПЛ

Бе-12ПЛ

Проектирование специализированного турбовинтового самолёта для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956). Предварительное проектирование возглавляд А.К.Константинов, общее руководство работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение - изделие "Е"). Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102 была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен силами опытного производства с помощью авиазавода №86 в конце 1959 - начале 1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября, а с сухопутного аэродрома - 2 ноября 1960 года.

В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с крылом типа "чайка". Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён двигателем АИ-20 конструкции А.И.Ивченко. Вся боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность. Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси.

Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное с хвостовой опорой.

Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует гидроакустическую систему "Баку" (сбрасываемые радиогидроакустические буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС "Инициатива-2Б". Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 "Скальп"). Так как на борту самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования, к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых источников питания со 100% резервом.

Серийное производство было развёрнуто на заводе №86 им. Г.М.Димитрова в Таганроге (ныне АО "Таганрогская авиация"). Первый серийный Бе-12 был выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года. Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2 серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ. Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза.

За создание самолёта Г.М.Бериеву и группе работников ОКБ присуждена Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах и выставках.

В настоящее время некоторая часть выпущенных самолётов продолжает оставаться в строю. 14 Бе-12 переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен в музее ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • Бе-12ПЛ - противолодочный самолёт, основной вариант Бе-12.
  • Бе-12И - амфибия для научно-исследовательских целей.
  • Бе-12Н (изделие "ЕН") - с усовершенствованной поисково-прицельной системой (переоборудовались из серийных машин с апреля 1976 года).
  • Бе-12НХ - транспортный. В 1993 году переоборудовано 2 серийных Бе-12. Используются в Сахалинской авиакомпании "Тихоокеанский авиаработник".
  • Бе-12П - пожарный самолёт. В 1991-1993 годах изготовлено 3 самолёта путём переделки из списанных Бе-12. Постановлением правительства РФ №620 от 01.06.94 предусматривалась переделка в пожарные ещё 8 Бе-12, но деньги так и не были выделены.
  • Бе-12П-200 - летающая лаборатория для испытания системы пожарного оборудования самолёта Бе-200.
  • Бе-12СК (Бе-12С, изделие "ЕСК") - опытный, вооружённый спецбоеприпасом.
  • Бе-12ФС (изделие "ЕФС") - опытный с двигателями АИ-20ДК.
  • Бе-12ЭКО - самолёт экологической разведки (проект).
  • Бе-14 (Бе-12ПС, изделие "ЕПС") - поисково-спасательный на 33 пострадавших. Построен в 1965 году в 1 экземпляре.
  • М-12 - рекордный. Установлено 46 мировых рекордов.
  • Изделие "3Е" - самолёт-спасатель на 15-29 пострадавших (Бе-12 со снятым вооружением и спецоборудованием). Строился небольшой серией с 1971 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20Д
Взлётная мощность, л.с. 2x5180
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота (в варианте гидросамолёта)

29,842
30,11
7,4
Площадь крыла, м2 99
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

24
34,5
36
Запас топлива, т 9
Масса боевой нагрузки, кг:

нормальная
максимальная

1500
3000
Скорость, км/ч:

у поверхности воды
на высоте 4000 м

497
540
Время набора высоты 4000 м, мин. 8
Практический потолок, м 8000
Дальность полёта, км 3570
Длина разбега, м

пробега, м

1200
1100
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 29-101.
  2. Артемьев А.М. "Чайка" над морем. // Авиация и Время. - 1997. - №3. - С. 11-20.
  3. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 106-117.
  4. Мартыненко В.Н., Сальников А.И. Самолёт-амфибия Бе-12. // Авиация и Время. - 1997. - №3. - С. 4-10.
  5. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 54-65.
  6. Якубович Н.В. "Чайки" над морем. // Крылья Родины. - 1996. - №9. - С. 1-5.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100