|
|
Ан-72П
Морской патрульный самолёт Ан-72П разработан по заказу
Погранвойск КГБ СССР в ОКБ им. О.К.Антонова под
руководством ведущего конструктора В.С.Герасименко. В качестве базы был
использован военно-транспортный самолёт Ан-72.
Прототип бы изготовлен путём переделки Ан-72 сер. №006. Самолёт оснастили
прицельно-навигационной системой "Черника", оптико-телевизионным комплексом
ОТВ-34Р, аэрофотосъёмочным оборудованием, вооружением, сбрасываемыми
спасательными плотами и маркерными буями. В экипаж ввели штурмана,
бортрадиста и наблюдателя. 29 ноября 1984 года экипаж лётчика-испытателя
С.В.Максимова впервые поднял его в небо. В ходе испытаний было впервые
опробовано бортовое оружие. Выявленные при этом вибрации потребовали ряда
переделок в конструкции самолёта.
Государственные испытания проходили в Крыму и на Дальнем Востоке.
Самолёт получил рекомендацию к принятию на вооружение. После устранения
выявленных недостатков Харьковский авиационный завод
приступил к серийному производству. Первый серийный Ан-72П был передан
на заводские испытания 5 апреля 1990 года. 26-27 апреля экипаж военной
приёмки во главе с подполковником В.М.Иванцовым отработал на полигоне
под Феодосией его боевое применение. Были выполнены стрельбы из пушки,
пуски НАР и бомбометание.
Конструкция аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает
наличие поискового оборудования. В левом обтекателе шасси находится
дневная обзорная телевизионная система (в нерабочем состоянии закрывается
шторкой). В правом обтекателе шасси установлена 23-мм пушка ГШ-23Л.
На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки НУРС УБ-32М. В грузовой
кабине в хвостовой части под потолком могут подвешиваться до 4 авиабомб
калибра 100 кг (сбрасываются при откате рампы грузолюка). Фотооборудование
обеспечивает съёмку целей в дневное и ночное время (ночью цель подсвечивается
при помощи осветительных патронов ОФП-2А).
Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежной
экономической зоны днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Может
использоваться как обычный транспортный для перевозки людей, грузов и техники,
а также в санитарном варианте.
Всего до 2002 года изготовлено 17 самолётов Ан-72П, из них 13 ещё в
советские времена. Стоит на вооружении авиации Погранвойск России (15
самолётов) и Украины (2). Большинство российских Ан-72П базируются на
Дальнем Востоке (Камчатка и Сахалин), украинские - в Крыму. Используются
они для борьбы с браконьерами и пиратами. Известно несколько случаев
применения оружия при задержании браконьерских судов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-36 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
31,89
28,068
8,65 |
Площадь крыла, м2 |
98,78 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
19,1
27,5
32,0 |
Запас топлива, кг |
12950 |
Масса боевой нагрузки, кг |
650 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
7500 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
патрулирования |
705
550-600
300-350 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
1000
4300 |
Практический потолок, м |
10700 |
Высота патрулирования, м |
500-1000 |
Продолжительность патрулирования, ч. |
7 |
Длина разбега, м
пробега, м |
620
420 |
Экипаж, чел. |
5 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 117-118.
- Мараев Р. Реактивный вездеход // Авиация и Время. - 2008. - №3. - С. 4-28.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 300-304.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 176-182.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|