 |
|
Ан-30
Фоторазведчик Ан-30 (первоначальное обозначение Ан-24ФК)
создан в 60-х годах на базе пассажирского самолёта Ан-24.
Первый прототип изготовлен на заводе №49 ОКБ Г.М.Бериева
в 1967 году. Ан-24ФК впервые поднялся в воздух в августе 1967 года. После
прохождения госиспытаний в НИИ ВВС и ГосНИИ ГА началось освоение серийного
производства Ан-30 на Киевском авиационном заводе
"Труд".
Конструкция Ан-30 аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в
носовой части фюзеляжа, где расположена застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика,
в обязанности которого входит составление программы съёмки, контроль за
выполнением аэрофотосъёмочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъёмочными
работами. Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем. В салоне оборудованы
рабочие места операторов. В полу имеется 5 фотолюков для установки АФА в
различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных
баков общей ёмкостью 1600 л. На Ан-30Б для защиты от ПЗРК могут устанавливаться
2 контейнера "Веер" с 384 патронами отстрела тепловых ловушек УВ-26.
Установленный на Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры
позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах
от 1:10000 до 1:150000. При демонтаже специального оборудования Ан-30 может
использоваться как обычный транспортный самолёт.
В 1975 году Ан-30 впервые экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже во
Франции. В 1975 году в Мячковском авиаотряде управления ГА Центральных
районов было создано первое специализированное подразделение Ан-30. Самолёты
Ан-30 базировались также на аэродроме Пулково. В ВВС, начиная с 1981 года,
самолёты Ан-30 в составе 50 осап использовались в Афганистане для визуального
наблюдения наведения боевой авиации, фотографирования районов бомбо-штурмовых
ударов до и после огневого воздействия, фотографирования площадок высадки
десантов, площадного воздушного картографирования, фотографирования основных
коммуникаций, поиска сбитых самолётов. В 1987 году один советский Ан-30
выполнял боевую задачу в небе Анголы. С 1992 года в рамках соглашения "Чистое
небо" самолёты Ан-30Б используются Украиной и Россией для наблюдения за
военной деятельностью стан-участниц договора.
В 1975-1980 годах было выпущено 115 самолётов Ан-30 различных модификаций.
23 самолёта было поставлено на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам,
Китай, Кубу, Монголию, Румынию и Чехословакию.
Модификации самолёта:
-
Ан-24ФК - прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
-
Ан-30А - гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
-
Ан-30Б - военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100,
3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
-
Ан-30Д "Сибиряк" - дальний. Отличается дополнительными топливными баками
и составом оборудования.
-
Ан-30М "Метеозащита" - модернизированный. Отличается РЛС "Гроза М-30"
(установлена под кабиной штурмана).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-24ВТ |
Взлётная мощность, л.с. |
2x2820 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
29,2
24,26
8,32 |
Площадь крыла, м2 |
74,98 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
15,95
23,0 |
Скорость, км/ч:
крейсерская
максимальная |
430-475
540 |
Практический потолок, м |
8300 |
Дальность полёта, км |
2600 |
Продолжительность полёта, ч |
6 |
Длина разбега, м
пробега, м |
770
525-640
|
Экипаж, чел. |
5-7 |
Литература
- Аэрофотосъёмочный самолёт Ан-30. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 36-37.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 19-21.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 106-107.
- Коряка В. Ан-24 и его "братья". // Крылья Родины. - 1980. - №11. - С. 25-27.
- Никифоров А.П. Ан-30 в Афганистане. // Авиация и Время. - 1997. - №1. - С. 25-34.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 35-38.
- Якубович Н.В. Фоторазведчик и картограф: О самолёте Ан-30. // Крылья Родины. - 1997. - №9. - С. 1-4.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 121-124.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|