|
|
АА-60
Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160
разработан в ОКБ-8 на шасси МАЗ-543. Специально для этого автомобиля
был разработан насос производительностью 60 л/с. Серийное производство
организовано в 1973 году на Прилукском заводе пожарной техники.
Предназначен для тушения пожаров воздушных судов и сооружений в
аэропортах. Автомобиль обеспечивает доставку личного состава пожарных
подразделений, пожарного оборудования и огнетушащих средств; подачу
воды из цистерны, водопровода или открытого водоёма; воздушномеханической
пены с использованием пенообразователя из собственной или посторонней
ёмкости; огнетушащего бромэтилового состава, порошковых составов; проведение
работ, обеспечивающих эвакуацию из зоны аварии пассажиров и членов экипажа
воздушного судна. В отличие от стартовых автомобилей, основной пожарный
автомобиль прибывает к месту пожара по вызову. АА-60 может использоваться
при любых климатических условиях с температурой воздуха от -35 до +35°C.
В кузове АА-60 установлены цистерны для воды (11000 л, на модели
160.01 - 12000 л) и пенообразователя (900 л), в задней части - насос
ПН-60. Привод насоса на модели 160.01 осуществляется от автономного
карбюраторного двигателя ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с. (устанавливается
в насосном отсеке), поэтому насос может работать на ходу при любой
скорости движения. Для обеспечения работы в зимнее время цистерны,
насос и основной двигатель оборудованы системой электрического обогрева.
Для питания системы, а также других потребителей электроэнергии, на
автомобиле установлен генератор. На случай выхода из строя генератора
имеется бензиновая система обогрева. Под передним бампером монтируются
4 пеногенератора ГПС-600, в задней части - 2 пеногенератора ГПС-200.
Спереди между кабинами установлен комбинированный лафетный ствол с
системой управления и подводящим трубопроводом. Управление лафетным
стволом и подбамперными пеногенераторами осуществляется из кабины
водителя или вручную. Для тушения пожаров в закрытых помещениях,
кабине и салоне самолёта автомобиль комплектуется 2 переносными
установками тушения бромэтиловыми составами СЖБ-50 и порошковым
огнетушителем ОП-100. Для вскрытия фюзеляжа имеется 2 дисковые
бензопилы ПДС-400.
Серийное производство АА-60 продолжалось до 1982 года, когда ему
на смену пришёл более совершенный АА-70(7310)-220.
Модификации автомобиля
-
АА-60(543)-160 - основной аэродромный пожарный автомобиль на шасси
МАЗ-543. Отличался цистерной для воды на 11000 л. Выпущена небольшая
серия.
-
АА-60(7310)-160.01 - основной аэродромный пожарный автомобиль на
шасси МАЗ-73101. Отличался увеличенным до 12000 л запасом воды, автономным
приводом насоса. В состав расчёта включен моторист. Выпускался в
1978-1982 годах.
-
АА-60(7313)-160.01А - основной аэродромный пожарный автомобиль на
шасси МАЗ-73131. Выпускался с 1982 года.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
14285
3160
3285 |
База по крайним осям, мм |
7700 |
Колея, мм |
2375 |
Дорожный просвет, мм |
400 |
Радиус поворота, м |
13,5 |
Масса с полной нагрузкой, кг |
43200 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
Д-12А-525А
12
38880
14,5
525 |
Число передач |
3 |
Колёсная формула |
8x8 |
Размер шин |
1500x600-635 |
Запас топлива, л |
260 |
Скорость максимальная, км/ч |
60 |
Запас хода, км |
350 |
Запас огнегасящей жидкости, м3 |
12,9 |
Производительность насоса, л/с |
60 |
Боевой расчёт, чел. |
4 |
Литература
- Аэродромный пожарный // За рулём. - 1983. - №1. - С. 11.
- Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ВПИТШ, 1989. - С. 138-145.
- Чвялев В., Паречин В. Минские колёсные тягачи // Авто. - 1995. - №6. - С. 16-21.
- Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. - С. 249-254.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|