АА-40
С появлением автомобиля повышенной проходимости
ЗиЛ-131 возникла необходимость в создании
пожарного автомобиля на его базе. Во второй половине 60-х годов ОКБ-8
в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных между
собой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны для
северных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139. Для упрощения
производства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарной
автоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованы
двойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётом
наличия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.
Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованы
в производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу
"Пожмашина" оказалось не под силу. Первым в производство в 1969 году
был запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро не
хватало для развивающейся сети аэродромов. В соотвествии с новой
системой обозначений он стал именоваться АА-40(131)-139. Производство
автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году, а северной
автоцистерны АЦС-40(131)-42Б - в 1971 году.
Стартовый пожарный автомобиль АА-40(131)-139 применяется при
несении службы на стартовой полосе аэродрома для тушения пожара
воздушных судов и эвакуации пассажиров и экипажа из аварийной зоны.
Может использоваться в различных климатических зонах с температурой
воздуха от -35 до +35°C.
Кузов АА-40(131)-139 представлял собой две тумбы вдоль цистерны
для воды (2100 л). В задней части устанавливался насос ПН-40 (с 1973
года ПН-40У) и бак для пенообразователя на 150 л. Привод насоса
осуществлялся от коробки отбора мощности, которая позволяет включать
насос как на стоянке, так и при движении на I или II передаче. Для
обеспечения теплового режима двигателя при длительной работе насоса
имеется дополнительная система охлаждения. В целях предотвращения
замерзания воды в зимнее время цистерна покрыта войлоком и оборудована
электрической системой обогрева. Кроме того, цистерна и насосное
отделение могут дополнительно обогреваться выхлопными газами двигателя.
После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводной
сети или водоёма. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-131 приваривалась
четырёхместная кабина боевого расчёта. На крыше кабины монтировался
стационарный лафетный ствол ПЛС-П20, управление которым осуществлялось
из кабины через люк. Для удобства работы оператора-ствольщика спинка
сиденья в задней кабине откидывалась и образовывала площадку. На крыше
также монтировался пульт управления насосной установкой. Для подачи
пены имелся ещё один ствол, который мог устанавливаться вместо водяного.
От АЦ-40(131)-137 аэродромный автомобиль отличает уменьшенный на
300 л объём цистерны для воды, наличие установок тушения бромэтиловыми
составами (стационарная СЖБ-150 и переносная СЖБ-50), дисковой
бензопилы ПДС-400 для вырезания проёма в фюзеляже самолёта и 3
пеногенераторов ГПС-200 под передним бампером для создания пенополосы.
Серийное проиводство АА-40(131)-139 продолжалось до середины 80-х
годов, когда на смену ему пришёл пожарный автомобиль АА-40(43101)-189
на шасси КамАЗ-43101.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
7250
2440
2855 |
База, мм |
3350+1250 |
Колея, мм |
1820 |
Дорожный просвет, мм |
330/355 |
Радиус поворота, м |
10,2 |
Масса с полной нагрузкой, кг |
11000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗиЛ-131
8
5996
6,5
150 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
12,00-20" |
Запас топлива, л |
150 |
Скорость максимальная, км/ч |
80 |
Запас огнегасящей жидкости, м3 |
2,1 |
Производительность насоса, л/с |
40 |
Боевой расчёт, чел. |
7 |
Средний расход топлива на привод насоса, л/ч |
23 |
Литература
- Говоруха А. Красный мундир "стотридцатьпервого" // Автомобильный моделизм. - 2003. - №1. - С. 9-13.
- Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ВПИТШ, 1989. - С. 138-145.
- Тимирязев О. АА-40(131) мод. 139 (СССР) // Биржа плюс авто. - 2003. - 23 мая.
- Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. - С. 249-254.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника