А-50
В 1969 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке
комплекса ДРЛО "Шмель". Головной организацией был утверждён Таганрогский
радиотехнический институт. Разработка радиолокатора была поручено Московскому
НИИ приборостроения (НПО "Вега-М"). В качестве носителя первоначально
предполагалось использовать самолётыТу-126,
Ту-142 или Ту-154. Но
первый был уже снят с производства, фюзеляж второго не обладал достаточным
объёмом, а последний имел малую продолжительность полёта. В 1973 году
началось серийное производство транспортного самолёта Ил-76
и было решено использовать его в качестве носителя комплекса "Шмель".
Разработка самолёта ДРЛО, получившего обозначение А-50, началось в
ОКБ им. Г.К.Бериева в 1973 году под руководством
главного конструктора А.К.Константинова. В качестве летающей лаборатории
для отработки комплекса "Шмель" был использован прототип Ту-126. В 1978
году был изготовлен первый прототип А-50. 19 декабря 1978 года он впервые
поднялся в небо (экипаж лётчика-испытателя В.П.Демьяновского). Позже прототип
был оснащён штатным радиотехническим комплексом и 16 августа 1979 года
на нём начались совместные государственные испытания. Позже к испытаниям
присоединились ещё 2 прототипа. Ввиду важности программы Государственную
комиссию возглавил сам Главком ВВС главный маршал авиации П.С.Кутахов.
Ход испытаний контролировали министры авиационной промышленности И.С.Силаев
и радиотехнической промышленности П.С.Плешаков. Испытания продолжались до
1985 года.
В декабре 1984 года было принято решение о начале серийного производства
А-50 на Ташкентском авиазаводе. В 1985 году первые А-50 поступили для опытной
эксплуатации в войска. Официально комплекс принят на вооружение в 1989 году.
16 января 1996 года группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической
промышленности и ВВС присуждена Государственная премия РФ.
Самолёт А-50 предназначен для обнаружения целей на фоне земли, определения
из принадлежности, наведения ударных самолётов, передачи данных радиолокационной
обстановки другим участникам ПВО. Радиотехнический комплекс А-50 включает
в себя трёхкоординатный локатор кругового обзора "Шмель", аппаратуру отображения
и записи полученной с радара информации, её обработки и анализа данных
обнаруженных целей, несколько систем связи с объектами ПВО. Обслуживают
"Шмель" 10 операторов. Внешне самолёт А-50 отличает от Ил-76 круглый обтекатель
вращающейся антенны локатора высотой 2 м и диаметром 10,5 м, расположенный
над фюзеляжем на двух пилонах. Створки грузового люка зашиты металлическими
листами. По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа установлены каплеобразные
обтекатели аппаратуры РЭБ. Перед центропланом установлен обтекатель антенн
спутниковой связи. От остекления кабины штурмана оставлено по 2 окна по бортам.
Дверь на левом борту отсутствует.
На А-50 установлена аппаратура дозаправки топливом в воздухе с приёмной
штангой в новой части фюзеляжа. Без дозаправки продолжительность патрулирования
на удалении 1000 км от аэродрома базирования составляет 4 часа.
Первоначально самолётв А-50 базировались в Шауляе. Они участвовали во всех
крупных учениях Сооветской Армии и Варщавского договора. Зимой 1991 года во
время войны в Персидском заливе экипажи В.Кубасова и А.Сереброва патрулировали
над Чёрным морем, просматривая воздушное пространство у границ СССР. А-50
применялся во время обеих чеченских войн. В апреле 2000 года 1 самолёт
брала в краткосрочную аренду Индия.
После распада СССР 144 авиаполк был перебазировн в Печору. В настоящее время
в российских ВВС большинство А-50 сосредоточено на 2457 базе боевого применения
самолётов РЛДН в Иванове (аэродром Северный).
Модификации самолёта:
-
А-50 - базовый.
-
А-50М - модернизированный. Оборудован комплексоом "Шмель-2". Разработан
в 1993 году.
-
А-50Э - экспортный. Отличается составом оборудования. В 1998 году переоборудован
1 самолёт.
-
А-50ЭИ - экспортный для Индии. Разрабатывается совместно с Израилем. Отличается
невращающимся обтекателем антенны. В 1999 году переоборудован 1 самолёт.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-30КП-II |
Взлётная мощность, л.с. |
4х12000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,50
46,594
14,76 |
Площадь крыла, м2 |
300 |
Взлётная масса, т |
190 |
Запас топлива, т |
64,82 |
Скорость максимальная, км/ч |
800 |
Практический потолок, м |
12000 |
Практическая дальность полёта, км |
5000 |
Продолжительность полёта, ч. |
7 |
Дальность обнаружения цели, км:
на фоне земли
крупных морских целей |
230
400 |
Количество одновременно сопровождаемых целей |
50 |
Количество одновременно наводимых истребителей |
10 |
Дальность передачи информации на КП АСУ видов вооружённых сил по радиолиниям, км:
МВ, ДМВ диапазона
КВ диапазона
спутниковой связи |
до 350
до 2000
более 2000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1700
1000 |
Экипаж, чел.:
лётный
радиотехнический |
5
10 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 60-65.
- Берне Л.П., Удалов К.Г. "Илы" с индексом "А". // Крылья Родины. - 1996. - №3. - С. 9-11.
- Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
- Поросков Н. "Летающая тарелка" А-50. // Крылья Родины. - 1991. - №12. - С. 28-29.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 240-242.
- Сальников А. Самолёт радиолокационного дозора и наведения А-50. // М-Хобби. - 2003. - №1. - С. 16-21.
- Самолёт дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 32-33.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 68-72.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 109-111.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника