 |
|
А-320-200
В начале 1980 года конструкторы "Эйрбас Индастри" начали
исследования узкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний малой
и средней протяжённости. Были предложены проекты SA1, SA2 и SA3, все с
2 двигателями CFM56, но с различными фюзеляжами. После всестороннего анализа
к дальнейшей резработке были приняты проекты SA1 (для перевозки 130-140
пассажиров) и SA2 (удлинённый с салоном на 150-160 мест). В феврале 1981
года первому варианту присвоен индекс A-320-100, а второму - A-320-200.
Позже вместимость обоих самолётов была установлена в 150 пассажиров, а
отличаться они стали дальностью полёта.
Рабочее проектирование A-320 началось в марте 1984 года. Он стал первым
в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления
(ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо
обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, полностью изготовленным
из композиционных материалов. В 1986 году был изготовлен первый прототип
с двигателями Дженерал Электрик CFM56-5A1. 22 февраля 1987 года он впервые
поднялся в небо. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в
Европе, а в декабре - в США. В марте 1988 года первый серийный A-320 поступил
в авиакомпанию "Эйр Франс".
А-320 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов.
Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,95 м). Крыло стреловидное
(28° по линии четвертей хорд). На концах консолей крыла установливались
небольшие стреловидные шайбы. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой
стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД CFM56-5A1, расположенных на
пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS
(разработка французской фирмы "Tомсон-CSF"). Информационное поле кабины
пилотов построено с использованием 6 цветных многофункциональных дисплеев.
Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Серийное производство A-320 продолжается. К 2001 году изготовлено более
2440 самолётов. Поставляется авиакомпаниям Великобритании, Испании, Италии,
Канады, Китая, Коста Рики, Нидерландов, США, ФРГ, Швейцарии, Югославии.
В России самолёты A-320 эксплуатируются в авиакомпании "Аэрофлот". 19
декабря 2003 года подписано соглашение о производстве элементов фюзеляжа
A-320 на Нижегородском и Иркутском авиазаводах. В декабре 2005 года к
ним присоединился Воронежский завод.
Модификации самолёта:
-
А-320-110 - базовая. Первый полёт 22 февраля 1987 года. В 1988-1989 годах
изготовлен 21 самолёт.
-
А-320-210 - с увеличенной дальностью полёта. Отличается двигателями CFM56-5A3
(CFM56-5B4), 2 дополнительными топливными баками в центроплане. Выпускается
с 1988 года. Изготовлено не менее 860 самолётов.
-
А-320-230 - с двигателями V2500-A1 (с 1993 года - V2527-A5). Первый полёт
28 июля 1988 года. Выпускается с 1989 года.
-
А-319 - с укороченным фюзеляжем. Отличается двигателями
CFM56 (V2500, V2522, V2524). Салон рассчитан на 124-138 пассажиров. Первый
полёт 25 августа 1995 года. Выпускается с 1996 года. Изготовлено не менеее
100 самолётов.
-
А-321 - с удлинённым на 6,94 м фюзеляжем. Отличается двигателями CFM56
(V2530-A5, V2533-A5), двухщелевыми закрылками, усиленным шасси. Салон
рассчитан на 186-220 пассажиров. Первый полёт 11 марта 1993 года. Выпускается
с 1994 года на авиазаводе в Гамбурге (Германия). Изготовлено не менее 60
самолётов.
Лётно-технические характеристики
|
A-320-110 |
A-320-210 |
Двигатели |
CFM56-5A1 |
CFM56-5B4 |
Взлётная тяга, кгс |
2х11320 |
2х13620 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
34,10
37,57
11,76 |
34,10
37,57
11,76 |
Площадь крыла, м2 |
122,4 |
122,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
41,8
73,5
64,5 |
41,8
77,0
64,5 |
Запас топлива |
23860 |
- |
Коммерческая нагрузка, т |
19,2 |
20,7 |
Количество пассажиров, чел. |
150-179 |
150-179 |
Крейсерская скорость, км/ч |
900 |
900 |
Дальность полёта, км |
4900 |
5185 |
Практический потолок, м |
11275 |
11275 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 220.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|