|
|
А-310-300
В середине 1975 года конструкторы консорциума "Эйрбас
Индастри" начали предварительную проработку проекта пассажирского самолёта
A-310B10. Он представлял собой вариант A-300B4 с укороченным фюзеляжем.
В июле 1978 года консорциум официально начал работы по программе A-310.
Одновременно разрабатывались два варианта лайнера: A-310-100 с дальностью
полёта 3700 км и A-310-200 с дальностью полёта 5500 км. К первому авиакомпании
интереса не проявили, поэтому все усилия были сосредоточены на втором.
1982 году завершилось изготовление первого прототипа с двигателями
Прэтт-Уитни JT9D-7R4. 3 апреля он впервые поднялся в воздух. В августе
того же года совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик
CF6-80A. В марте 1983 года самолёт был сертифицирован во Франции и ФРГ,
а в апреле началась его регулярная эксплуатация. В январе 1984 года самолёт
получил сертификат в Великобритании, в феврале 1985 года - в США.
В марте 1983 года, сразу после начала производства A-310-200, концерн
приступил к разработке дальнемагистрального A-310-300. Основное его
отличие заключалось в дополнительном топливном баке на 6100 л, расположенном
в горизонтальном оперении. Для сохранения балансировки в полёте применена
автоматизированная система перекачки топлива. Прототип с двигателями
Прэтт-Уитни JT9D-7R4 впервые поднялся в небо 8 июля 1985 года. В сентябре
совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик CF6-80C2.
В декабре на A-310-300 получен сертификат типа. В том же месяце первый
самолёт получила швейцарская авиакомпания "Свиссэйр".
А-310 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов.
Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 5,64 м). Крыло стреловидное
(28° по линии четвертей хорд). На A-310-300 (с 1986 года и на A-310-200) на
концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Вертикальное
оперение стреловидное, выполнено из углепластика. Шасси убирающееся, трёхопороное,
с носовой стойкой. Тормозные колёса шасси изготовлены из композиционного
материала. Силовая установка состоит из 2 ТРДД PW4156 (CF6-80C2A8), расположенных
на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS и
цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об
отказах ЕСАМ. Информационное поле кабины пилотов построено с использованием
4 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки
пассажирского салона.
Всего изготовлено более 260 самолётов семейства A-310. Поставлялся авиакомпаниям
Великобритании, Иордании, Китая, Франции, ФРГ, Чехии, Швейцарии. Несколько
самолётов используются в качестве транспортных в ВВС Канады, Таиланда, ФРГ
и Франции.
В октябре 1991 года A-310-300 был сертифицирован Авиарегистром РФ. Начиная
с 1992 года он эксплуатируется в российских аиакомпаниях "Аэрофлот", "Даймонд
Саха", "Сибирь", "Трансаэро". Кроме России имеется также в Армении, Казахстана
и Узбекистана.
Модификации самолёта:
-
А-310-100 - с дальностью полёта 3700 км (проект).
-
А-310-200 - первый серийный вариант. Первый полёт 3 апреля 1982 года. В
1983-1988 годах изготовлено 85 самолётов.
-
А-310-200C - грузовой. Отличается большой грузовой дверью в левом борту.
Коммерческая нагрузка 40,3 т.
-
А-310-200F - грузовой. Коммерческая нагрузка увеличена до 43 т.
-
А-310-300 - дальний. Отличается увеличенным запасом топлива. Первый полёт
8 июля 1985 года. Выпускается с 1985 года. Изготовлено не менее 176
самолётов.
-
MRTT - заправщик. В 1995 году переоборудован один А-310-300.
Лётно-технические характеристики
|
A-310-200 |
A-310-300 |
Двигатели |
PW4156 (CF6-80C2A8) |
PW4156 (CF6-80C2A8) |
Взлётная тяга, кгс |
2х25420 (2х26780) |
2х25420 (2х26780) |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
43,9
46,66
15,81 |
43,9
46,66
15,81 |
Площадь крыла, м2 |
219,0 |
219,0 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
80,6
142,0
124,0 |
82,6
164,1
124,0 |
Запас топлива, л |
54590 |
75470 |
Коммерческая нагрузка, т |
34,2 |
32,1 |
Количество пассажиров, чел. |
191-280 |
191-280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
895 |
895 |
Дальность полёта, км |
6670 |
9540 |
Практический потолок, м |
11300 |
11300 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 226.
- Справочник по зарубежным военным и гражданским самолётам и вертолётам. - М.: ЦАГИ, 1985. - С. 278-279.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|