АМ-23
Разработка 23-мм пушки АМ-23 (заводское обозначение ТКБ-495)
началась в Тульском КБ приборостроения в конце 40-х годов под руководством
Н.М.Афанасьева и Н.Ф.Макарова. За основу конструкции взят крупнокалиберный
пулемёт А-12,7, разработка которого велась параллельно.
Первоначально проектирование велось под патрон пушки ВЯ, обладавший большей
мощностью. Затем появился вариант под патрон НС-23. После проведения наземных
и лётных испытаний опытных образцов пушки на авианосителях в 1951 году было
принято решение использовать патрон НС-23 как более подходящий по габаритам
и массе для размещения в подвижных установках самолёта. На конкурсных испытаних
пушка ТКБ-495 показала лучшие результаты по сравнению с 23-мм пушками 220П
и Ш-23. Серийное производство организовано на заводе №535 в Туле в 1953 году.
В мае 1954 года она была принята на вооружение под обозначением АМ-23 (индекс
ГРАУ 9А036).
Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов,
отводимых из ствола. В стволе имеются два отверстия: диаметром 6,5 мм для
отвода газов в цилиндр газовой камеры и 4 мм для отвода газов к газовому буферу
(газовый буфер для смягчения удара и аккумулирования энергии подвижных частей
на АМ-23 применён впервые). Высокая скорострельность обеспечивается применением
рычажного досылателя, выталкивающего патрон из звена ленты в патронник ствола.
Для уменьшения отдачи применены откатники пружинного типа. Переднее крепление
пушки в установке силовое (за цапфы амортизатора), заднее - поддерживающее
(за направляющие коробки). Затвор клиновый. Клин перемещается в наклоном (5°
к вертикали) гнезде коробки. Перед началом стрельбы подвижные части находятся
в крайнем переднем положении. Агрегат пневмоподзарядки обеспечивает движение
подвижных частей как назад, так и вперёд. Боеприпасами служили патроны от НС-23
со снарядами ОФЗ, ОФЗТ, БЗТ, МЭ, ИК. С 1962 года применялись также противолокационные
снаряды ДОС-15 (ПРЛ-АМ-23, 9А418) с дипольными отражателями. Для борьбы с
аэростатами мог применяться фугасно-зажигательный снаряд (масса 188 г).
Лента металлическая звеньевая. Питание может осуществляться с обоих сторон
(изменение направления подачи осуществляется за несколько минут). Ствол пушки
может снабжаться дульными насадками различных конструкций.
Серийное производство АМ-23 продолжалось более 25 лет. Устанавливалась на
самолётах 3М, Ан-8, Ан-12Б,
Бе-8, Бе-10, Ил-54, ранних Ил-76,Ту-16,
Ту-95 (некоторых модификаций), пограничных катерах пр.125.
Модификации:
-
АМ-23 (ТКБ-495, 9А036) - базовая.
-
АМ-23Л1 - с дульной насадкой Л1. Длина ствола увеличена до 1450 мм.
-
АМ-23Л3 - с дульной насадкой Л3.
Технические характеристики
Калибр, мм |
23 |
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота |
1467 (1767)
166
175 |
Длина ствола, мм |
1000 (1450) |
Масса (без откатников), кг |
43 |
Темп стрельбы, выст./мин. |
1250-1350 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
690 |
Живучесть, выстрелов |
6000 |
Литература
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 452.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 138-141.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника