ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


1-42

1-44

Предварительные работы по созданию тяжёлого истребителя пятого поколения (первоначальное обозначение "изделие 5.12") для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года. Новый самолёт должен был прийти на смену истребителям Су-27 и МиГ-31. По Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 5 июля 1981 года была развёрнута Целевая комплексная программа создания истребителей пятого поколения ("И-90" - истребитель 90-х). В ЦАГИ были разработаны рекомендации по проекту такого самолёта. Впервые в отечественном самолётостроении тесно увязывалось в единое целое создание собственно самолёта, двигателя, бортового оборудования, ракетного вооружения.

В 1986 году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в соответствии с которым ОКБ им. А.И.Микояна поручалось ссоздание многофункционального фронтового истребителя (МФИ). Руководителями работ по программе "1.42" стали генеральный конструктор ОКБ Р.А.Беляков и главный конструктор Г.А.Седов (в 1997 году его сменил Ю.П.Воротников).

К самолёту были предъявлены требования сверхзвуковой крейсерской скорости, сверхманёвренности и скрытности (формула "трёх С"). Для реализации этих требований целым рядом отраслевых НИИ был проведён большой объём исследований. Аэродинамическая схема была предложена ЦАГИ. Для достижения крейсерского сверхзвука пришлось отказаться от интегральной компоновки, были предложены новые управляющие поверхности.

Первые рабочие чертежи были выпущены в 1986 году, после чего начались испытания на крупномасштабных летающих моделях (на полигоне под Ахтюбинском) и продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ. В 1987 году заказчику был предъявлен аванпроект. В 1989 году был выпущен полный комплект рабочих чертежей и началось изготовление первого прототипа - "изделия 1-44". К 1991 году было завешёно эскизное проектирование и изготовлен макет самолёта. В начале 1994 года самолёт 1-44 был доставлен в Жуковский для проведения лётных испытаний. В декабре на нём лётчиком-испытателем Р.П.Таскаевым была произведена первая скоростная рулёжка с отрывом передней опоры шасси.

Первоначально работы по программе МФИ опережали создание американских YF-22 и YF-23. Но в 1992 году фининсирование программы резко сократилось. В начале 1994 года в Жуковский из Нижнего Новгорода был доставлен прототип 1-44 и Р.П.Таскаев выполнил на нём первую рулёжку с отрывом носовой стойки. Но в дальнейшем работы были заморожены. Испытания возобновились лишь в 1998 году. Опытный истребитель 1-44 был впервые показан журналистам 12 января 1999 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Лётчик-испытатель В.М.Горбунов впервые поднял его в воздух 29 февраля 2000 года. Серийное производство предполагалось на Нижегородском авиазаводе "Сокол".

Самолёт выполнен по аэродинамической схеме "утка" со среднерасположеным треугольным крылом большой площади, размещённым на нём двухкилевым вертикальным оперением, цельноповоротным передним горизонтальным оперением и органами поперечного управления в хвостовой части самолёта. ПГО оснащено вихреобразующим зубом (как на крыле МиГ-23). Механизация крыла включает двухсекционный отклоняемый носок и 2 элевона. Кили относительно малой площади имеют наклон во внешнюю сторону. Конструкция планёра на 35% состоит из алюминиево-литиевых сплавов, на 30% из стали и на 30% из титатна. Композитные материалы использованы для панелей крыла, ПГО, крышек и створок люков. Для снижения радиолокационной заметности применено специальное радиопоглощающее покрытие, планеру приданы "малозаметные" формы, установлена аппаратура, генерирующая плазменные образования (разработка исследовательского центра им. М.В.Келдыша). Шасси самолёта трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф, имеющих систему управления вектором тяги. Подфюзеляжные воздухозаборники регулируемые с S-образными каналами. На самолёте установлена многуфункциональная импульсно-доплеровская бортовая РЛС пятого поколения с фазированной антенной решёткой. Станция позволяет одновременно вести огонь по 20 целям, находящимся вне визуального контакта. Впервые в отечественном самолётостроении установлена РЛС защиты хвоста с обнаружением противника в задней полусфере и целеуказанием ракет (в т.ч. с обратным стартом). Предусматривается установка системы оценки физического состояния лётчика (в случае потери сознания система автоматически уводит самолёт на безопасный режим полёта).

Вооружение самолёта состоит из ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" различного класса, размещённых в грузоотсеках. Для ближнего боя предусмотрена установка 30-мм пушки (амброзура пушки закрывается подвижной створкой).

Модификации самолёта:

  • "Изделие 1-42" - многофункциональный истребитель в штатной комплектации.
  • "Изделие 1-44" - первый лётный образец. Отличается упрощённым комплексом БРЭО, воздухозаборниками с горизонтальным клином, изменённой передней кромкой крыла. Первый полёт 29 февраля 2000 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатель АЛ-41Ф
Взлётная тяга на форсаже, кгс 14000
Габариты, м:

размах крыла
длина с ПВД
высота

17,03
22,83
5,72
Площадь крыла, м2 90,5
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
30000
35000
Скорость максимальная, км/ч

на высоте
у земли

-
1500
Моксимальное число М 2,6
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Практическая дальность полёта, км:

на сверхзвуковой скорости
на дозвуковой скорости

2500
4500
Практический потолок, м 20000
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Бакурский В., Ильин В.Е. Рождение "МиГа" // Техника и вооружение. - 1999. - №3. - С. 14-15.
  3. Берне Л.П. 1.44 - МФИ - станет "МиГом" // Крылья Родины. - 1999. - №6. - С. 1-5.
  4. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 24-37.
  5. Ильин В.Е. МФИ - многофункциональный фронтовой истребитель // Техника и вооружение. - 1999. - №3. - С. 16-17.
  6. Ильин В.Е. С-37, 1.44. - М.: "Астрель", АСТ, 2002.
  7. Марковский В.Ю. Русский "анти-Рептор" // Авиамастер. - 2000. - №2. - С. 2-9.
  8. Опытный самолёт МиГ "1.44" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 20-22.
  9. Смоляров А. Самолёты МиГ - взгляд с Запада // Авиация и космонавтика, 1998. - №11-12. - С. 66-69.
  10. Соболь С. МиГ: между прошлым и будущим // Техника - молодёжи. - 1999. - №3. - С. 12-13.
  11. Щербаков А. Миф о блефе // Авиация и космонавтика. - 1999. - №4. - С. 2-4.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100