Поршневой двигатель воздушного охлаждения М-62 разработан
в ОКБ А.Д.Швецова в 1933 году. За основу был взят американски двигатель
Райт "Циклон" R-1820-F3. В конструкции применён ряд оригинальных решений:
двухдемпферный коленчатый вал, элестичная шестерня газораспределения,
боковое уплотнение главного шатуна, фланкирование зуба неподвижной шестерни
редуктора (на АШ-62ИР). Серийное производство организовано в 1937 году
на заводе №19 в Перми, позже - на Воронежском механическом заводе.
АШ-62 представляет собой поршневой 9-цилиндровый однорядный звездообразный
двигатель. Охлаждение воздушное. Карбюратор типа АКМ-62ИРА оснащён автоматической
регулировкой высотного газа. Запуск двигателя осуществляется от электростартера
РИМ-У-24ИР или вручную путём раскрутки маховика стартера. Вал двигателя
вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороы задней крышки картера.
В качестве топлива используется авиационный бензин марки Б-70 (Б-91).
Топливо подаётся топливным насосом типа БНК-12БК. Зажигание осуществляется
от магнето типа БСМ-9. Для смазки применяется моторное масло марок МК-22,
МС-20. Двигатель АШ-62ИР снабжён планетарным редуктором со степенью редукции
11:16.
Модификация АШ-62ИР выпускалась по лицензии в Китае и Польше. В Польше
на заводах в Калише и Жешуве изготовлено 25106 двигателей, в Китае (в Сучжоу)
- не менее 2600.
Модификации двигателя:
-
М-62 (АШ-62) - базовый. Применялся на самолётах И-153, И-16 (типы 18 и 27),
И-207, КОР-2 (Бе-4), Р-10 (ХАИ-5), ХАИ-52.
-
АШ-62ИР - редукторный. Разравботан в 1938 году. Применялся на Ан-2,
Ли-2, МП-7 (ГСТ), ПС-35, ПС-43.
-
АШ-62М - доработанный. Применялся на Ан-2М.
-
М-62Р - высотный. Отличался 2 турбокомпрессорами ТК-19.
-
HS-5 - китайский вариант АШ-62ИР. Выпускается на авиаремонтном заводе в
Сучжоу. Изготовлено не менее 2600 двигателей.
Технические характеристики (АШ-62ИР)
Габариты, мм:
длина
диаметр |
1328
1380 |
Количество цилиндров |
9 |
Рабочий объём цилиндров, л |
29,87 |
Степень сжатия |
6,4 |
Масса сухая, кг |
579 |
Мощность, л.с.:
взлётная
номинальная у земли
номинальная на высоте 1500 м |
1000
820
840 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин.:
минимальная
максимальная |
550
2350 |
Удельный расход топлива, кг/л.с.·ч |
- |
Литература
- Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 69-71.
|